Вопрос о проживающих на Смоленщине белорусах представляет особую сложность. Данные исследователей относятся к середине ХIХ – началу ХХ вв. и показывают, что белорусское население уездов Смоленской губернии составляло от 50 до 90% . Этнографы достаточно четко разграничили западную (белорусскую) и восточную (великорусскую) части губернии. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. отразила количество белорусов в 6,61% (из 1,5 млн. чел.). При этом отмечено, что район проживания белорусов – Краснинский уезд. Источники статистических данных сопровождались оговоркой, смысл которой был в том, что белорусское население труднее всего поддается учету. Затрудняли его и события Первой мировой, гражданской войн, а также административно-территориальные изменения 20-х гг. ХХ в. Официальная перепись 1926 г. дает цифру 20408 белорусов. Советские, партийные инстанции, органы образования при работе с белорусами оперировали различными цифрами: от 20 до 400 тыс. человек...

http://admin.smolensk.ru/history/raion/book/-B-.htm

Из работ Сергея Максимова "Три соседа", "Смоленские белорусы":
Приводораздельный северо-восточный угол Днепровского бассейна (Смоленщина, Брянщина, а также западные полоски Калужской и Орловской областей) — место взаимодействия русского белорусского и украинского народа.
По сведениям 1860 г., белорусов в Смоленской губернии 1 122 000, а русских 520 тыс., или 68% и 32% соответственно.
...И если сам город Вязьма — «несомненно великорусский», то, по свидетельству всего 120-летней давности (лишь три поколения), за вяземскими крестьянами некоторые не признают полного усвоения великорусского характера.
А уж западнее — встреча великорусских Полехов (жители Полесья) со смоленскими Белорусами уездов Рославского, Ельнинского и Смоленского. Водораздел [Днепровского бассейна] делит Смоленскую губернию на две части. В восточной остаются уезды Сычевский и Вяземский, и если мы присоединим к ним Гжатский и Юхновский и восточную (наибольшую) часть Бельского, то таким образом отделим великорусскую Смоленщину. Затем уже все остальное, далеко за политическую границу губернии, будет Белоруссия...
Встреча обуженного кверху [белорусского] колпака с великорусской шляпой... происходит на всех базарах Калужского полесья и даже на ярмарке в Дорогобуже... На еженедельных торжках в городе Смоленске белые магерка и свита... очень приметны.
В городе Брянске, на базаре... преобладает белая магерка — классический белорусский колпак или низенькая шляпа без полей, и та коротенькая и узенькая свита, которая отличает Белоруса от Малоросса... Замечается впрочем здесь некоторое стремление приблизить форму головного убора к форме великорусской шляпы... Брянский базар стоит на рубеже и тут еще не окончен спор из-за наряда, составляющего во всяком случае один из существенных этнографических признаков.
В 90 верстах от Брянска, на западе, но еще в уезде этого города, является на жителях... подлинный и беспримесный белорусский наряд: там белый цвет исключителен; под Брянском белая магерка сдружилась с серой [украинской] свитой, а под Карачевым они обе серые.
Точно так же круглая шляпа с широкими полями, или типический малороссийский «бриль» вступает в спор с узенькой [белорусской] магеркой по всему Черниговскому полесью, преобладая, однако, над последней под Новгородом-Северским, Севском и Трубчевском.

Ныне Смоленскую область принято считать вполне великорусской: по переписи населения 2002 г., доля «официальных белорусов» здесь лишь 1,5 %. Однако белорусские корни дают о себе знать.

Ведь неслучайно вся Смоленщина печет белорусские картофельные блины «драники». Неслучайно в порубежных районах Смоленщины (Велиж, Рудня, Монастырщина, Хиславичи, Шумячи) до сих пор в дни народных праздников звучит ухарская и озорная, плавная и нежная белорусская старинная национальная песня-пляска «Лявониха». Неслучайно люди говорят здесь на особых диалектах, смешивая самым удивительным образом белорусские, польские, украинские и русские слова.

(Дмитрий Тихонов. «Лявониха» на Смоленщине//
Труд-7, 04.11.2004)

Отредактировано Сяўрук (2008-09-27 22:16:33)