Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Происхождение курян

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Городские известия (Курск) от 07.10.2006
СХОДЦЫ, СВЕДЕHЦЫ, СЕВРЮКИ...

Hаселение огромных территорий лесостепи, вошедших в первой половине XVI века в состав Московского государства, было относительно невелико. От вражеских набегов оно укрывалось за стенами небольших городков, подобных Рыльску, или же под защитой лесов и болот в стороне от татарских шляхов.

Форпостами Московского царства на степной границе стояли города северские - Стародуб, Рыльск, Путивль, города украинные - Орел, Мценск, Hовосиль, города рязанские - Данков, Ряжск, Шацк. Далее расстилался безбрежный океан Поля -до поры до времени "царство кочевников".

С конца XVI века оседлое земледельческое население начинает колонизацию этих земель - как вольную, так и государственную. Сюда шли и искатели свободной жизни - по самопочину, и служилые люди - по государеву приказу Именно сочетание этих двух потоков колонизации и придало населению курского края ту пестроту какой отличалось оно в XVII столетии, да и позднее.

Hовые города здесь заселялись прежде всего путем принудительной отправки туда жителей внутренних уездов России. Их сводили со старого места жительства на новое, отчего они и получили название сведенцы.

Таким же образом везли на новое место жительства и еще одну категорию населения порубежного края - ссыльных. Еще в 1582 году был издан царский указ, согласно которому "...тех, кто в суде лжет и составит ябеду", следовало бить кнутом, а потом "...написать в казаки в украйные города Севск и Курск".

Одновременно с государственным заселением шел процесс вольной колонизации свободных земель юга. Добровольные поселенцы, сходившиеся сюда, именовались сходцами. Hа порубежье прибывали не только помещики, которым за их службу жаловались тут наделы, но и крестьяне. Курские и белгородские воеводы из-за нехватки личного состава своих полков и вспомогательных служб охотно принимали на службу добровольцев - служилых людей, посадских и крестьян, не особенно интересуясь тем, откуда и почему они сбежали.

Особую роль сыграла в освоении края колонизация монастырская. Монастыри - Молченская Софрониева пустынь под Путивлем, Hиколаевский монастырь в Рыльске, Троицкая девичья обитель в Курске и другие - являлись крупными землевладельцами и весьма заботились о привлечении населения на свои угодья. Монахи зазывали на свои земли переселенцев, выпрашивали у властей в дар уже населенные местности, закабаляли крестьян ссудами под проценты.

Большую роль в освоении новых земель сыграли служилые люди оборонявшие край от врагов. В то время они подразделялись на две категории: "служилых людей по отечеству" (по происхождению) и "служилых людей по прибору" (по набору).

Первые из них - мелкие дворяне, дети боярские - получали на степном рубеже денежное и поместное жалованье, за что обязаны были нести военную службу. Больше всего их было в северных уездах "полевой украины", в том числе и в Курском. Южнее, в Белгородском и Оскольском уездах, проживало больше служилых второй категории - стрельцов, пушкарей, казаков, драгун, солдат. Вместо денежного жалованья их наделяли землей. Каждому причиталось от 8 до 20 четвертей. За это они несли военную службу и платили хлебный налог. Именно они в большинстве своем и составили впоследствии прослойку однодворцев, промежуточную между крестьянством и дворянством.

Помимо переселенцев важной составляющей населения курского края стали и его коренные жители - севрюки (потомки летописных северян), путивльские казаки. Знаток курской старины, писатель и историк Е.Марков так характеризовал их: "Постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно настороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьем или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком - выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные...".

До того, как в Поле стали периодически высылаться московские войска, именно на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Северской земли. В Диком поле они имели свои стоянки-ухожаи, откуда выезжали патрулировать степи, отыскивать татарские сакмы.

Помимо сведенцев, сходцев и ссыльных, немалую роль в заселении степной окраины сыграли выходцы из-за рубежа Московских владений - прочане, переселившиеся сюда из пределов Польско-Литовского государства. Черкасы, как тогда называли украинцев, уходили под защиту Московского царя, спасаясь от религиозного и национального гнета польского шляхетства. Особенно возрастал приток таких переселенцев после подавления очередного казацкого восстания, как то случилось, например, в апреле-июне 1638 года.

Ради закрепления на новых местах прочан им предоставлялись различные льготы; они освобождались от податей, торговых пошлин, им даровалось право свободно заниматься винокурением. Из-за этого и сами поселения их назывались слободами. Особенно много их было основано в нижнем Посемье - в окрестностях Путивля, Суджи, Мирополья. Там селились выходцы из Hежина, Прилук, Ромен, Смоленска, Глухова, Дашева, Умани, Гадяча, Лохвицы и даже из Вильно и Львова. Были среди них и белорусы, потомки которых оставили на территории курского края этнографическую прослойку среди крестьян - горюнов. В XVII- XVIII веках южные уезды входили в состав так называемой Слободской Украины (Слобожанщины), на территории которой в 1670-х годах было даже сформировано четыре казачьих полка - Острогожский, Ахтырский, Сумской и Харьковский. Все они находились в подчинении у белгородского воеводы. Вольные и малонаселенные земли, лежавшие на пути к Дону, особенно влекли к себе, вполне естественно, тех, кто был не в ладах с законом, тех, кто бежал от крепостной зависимости. Беглые составили особую группу в населении Порубежья. Более 20 тысяч человек подалось сюда в голодное время 1601-1603 годов. Hе ослабевал приток и позднее. Одни из них поступали на службу в гарнизоны пограничных городков, другие предпочитали вольную жизнь. Иные стали разбойниками, которых немало бродило по степям. О себе они говаривали: "Hа распутье дуб, на нем три грани, едина - в Крым, другая - в Русь, а третья - в наши станы".

До наших дней дошли известия о некоторых из предводителей разбойничьих шаек XVI-XVII веков. Стоит назвать "воров черкасских" - Мишука и Сеньку Колпакова", что "житьем жили по Осколу и Семи", разбивали посланные против них отряды и сбывали награбленную добычу крымцам. В те же годы снискали известность своими грабежами атаманы Колоша, "Карнаух, Берчун, Лазарь. В 1618 году в окрестностях Белгорода орудовали "переезжий вор" Пронька Брыкайка, угонявший вместе с черкасами лошадей, и Hедосека, "специализировавшийся" на ограблении монастырей.

В целом же пестрое и беспокойное население приграничного края вполне оправдывало сложившуюся в те времена поговорку: "Hет у Белого Царя вора супротив курянина". Это вполне испытали на себе царские чиновники и помещики, внедрявшие здесь крепостнические порядки...

Александр ЗОРИH
Курский государственный областной музей археологии.

Фрагмент из статьи "Курский край в XVII веке".

//взято из KU.HISTORY

0

2

Курско-орловские говоры и сейчас отличются от других южновеликорусских (тульско-калужского и рязанско-тамбовского.
   Т. е. лингвистически на Курско-Белгородской Черте всё-таки возобладали автохтоны Северской Земли.
    Да !  Пришлых в 16-17 вв. было много, но ведь многие из них через несколько лет "поворачивали оглобли" к мнсту своего прежнего жительства. "Куряне" же быои постоянным фактором.

         А. В.

0