Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О "степной бронзе".

Сообщений 31 страница 60 из 122

31

Припамирские народности (кроме одной) потомки различных юго-восточных иранцев :  гавейцев (жителей Согдианы до переселения туда в кон. 9 в. до н. э. собственно согдийцев), маргианцев, дрангианцев, арейцев и др.). Мунджанцы -- потомки западноираноязычных бактрийцев.
    Саки-амюргии приняли участие в формировании этих народов, но ассимилировались там. Сиддхартха Гаутама (Будда), кстати, тоже сак-амюргиец. Его племенная группа (приведённая ещё его дедом или прадедом) ассимилировалась среди восточных хинди.
     Саки-амюргии пришли в Среднюю Азию и Сев. Афганистан (а их "авангард" даже в Сев. Индию) в кон. 7 в. до н. э. из Казахстана. Они первоначально были (в расовом отношении) андроновцами.
    У припамирских народов андроновский тип, естественно, не очень значителен. У нуристанцев -- посильнее.
   Андроновская примесь у таджиков, припамирцев, нуристанцев и афганцев выражается, в первую очередь, в выпуклой форме носа. Памиро-ферганцы и индо-афганцы -- прямо- и вогнутоносые, каспийцы -- вогнутоносые.

              А. В.

0

32

Але біляві та синьоокі нуристанці та памірські таджики належать саме до андронівського типу? Адже інших "північноєвропеоїдних" домішок в них нема і білявості та синьоокості більше нема звідки взятися?

Отредактировано Буревiй (2008-02-14 20:19:09)

0

33

Да !
  Североевропеоидный компонент у нуристанцев, припамирцев, таджиков и афгаццев исключительно андроновский.
      Каштановые оттенки волос и зелёные глаз у припамирцев редки (у нуристанцев чаще), но такой доминантный генетический фактор как выпуклая спинка носа ярче свидетельствует в тех местах об андроновской примеси.

             А. В.

0

34

Лингвистическая классификация т.н. "припамирских таджиков"
Сверху вниз по течению Пянджа:
1) ваханцы
2) ишкашимцы
3а) шугнанцы (кроме Пянджа на его правых притоках - Гунте и Шах-Даре)
3б) рушанцы
3в) бартангцы (по правому притоку Пянджа - р. Бартанг)
3г) орошорцы (в верховьях Бартанга)
3д) сарыкольцы (высокогорная долина Сарыкол в Синьцзяне)
3е) язгулямцы (долина правого притока Пянджа - р. Язгулям)

0

35

Александр Васильевич, можно уточнить название памирской народности, не являющейся потомком юго-восточных иранцев?

0

36

Мунджанский язык и его диалект йидга. Они относяться к западноиранской подгруппе. Оба расположены за пределы Республики Таджикистан. На западе Бадахшана и С.-З. Кашмира.

      А. В.

0

37

Я думал только о советском Таджикистане речь идёт. Но мунджанский - юго-восточный. Мунджанцы - в истоках р. Кокча. Йидга - долина р. Луткух (правый приток Кунара в Читрале), но туда занесён переселенцами из Мунджана. Возможно Вы имеете в виду язык парачи. Он северо-западный по происхождению и распространён островками в долине Панджшера и к северу от Кабула среди персидско-таджикских, пуштунских и ииндоарийских диалектов.

0

38

Тогда выходит, что бактрийцы были не юго-западные (как персы, сагарты, луры и бахтияры), а северо-западные иранцы (как мидяне, киммерийцы, курды, талыши, гилянцы, мазандеранцы, парфяне и белуджи) ?

            А. В.

0

39

Юго-западные иранские языки: из древних и средневековых - древнеперсидский, среднеперсидский, фарси (фарси-дари), из современных - персидский, таджикский, персидско-таджикские говоры Афганистана, татский, лурские и бахтиярские диалекты ,кумзари ,большинство говоров Фарса.
Северо-западные: древние и средневековые - мидийский, парфянский, современные -  говоры ираноязычных парсов и иудеев, курдский, талышский, гилянский, мазандеранский ,говоры Центр. и Зап. Ирана, некоторые говоры провинции Фарс, Ирака и Турции, белуджский ,парачи и ормури (последние три на удалении от основного массива с-з иранских языков - следствие миграций).
Северо-восточные иранские языки: древние и средневековые - согдийский, хорезмийский ,скифо-сарматский, аланские диалекты, современные - осетинский и ягнобский.
Юго-восточные языки: древние и средневековые - бактрийские, ,сакско-тохарские и эфталитские диалекты, современные - афганский (пашто) с диалектами, мунджанский-йидга и памирские.
Это если по советской классификации, но кажется, и западные иранисты с ней согласны. Там споры больше по мелочам и в основном о принадлежности авестийского.

0

40

1) Авестийский -- архаичный (даже для Заратустры) пра-восточноиранский язык. Бактрийский, мунджанский и его йидга раньше автоматически относили к юго-восточным. При более внимательном обследовании (в 1950-х гг.) мунджанский и йидга оказались сев.-зап. иранскими.
    Бактрийские надписи как-то фрагментарно исследовали в кон. 1960-х гг. и отнесли к зап. иранским в целом, но не сумели тогда его развести между юго-западными и северо-западными.
    Мунджанский язык даёт на этот вопрос ответ -- сев.-западный. Связи у мунджанского с отдалённым парфянским языком исключены. Белуджи переселились гораздо позже времени написания бактрийских надписей.
    Так что единственным предком мунджанского м. б. только бактрийский язык.
    Сако-хотанский мёртвый язык, насколько я помню, отнесён к северо-восточным.
    Ранне-тохарский язык вероятно был северо-восточноиранским, а ранне-эфталитский -- гунно-пратюркским (пра-огузский диалект).
    Позде-тохарский и поздне-южноэфталитский -- действительно юго-восточноиранские.
2) Вопрос.
   Что из себя представляют -- парачи и ормури ?  И где регион их распространения ?

        А. В.

P.S.  Я упустил таки (зевнул) татский язык.

0

41

1)Я сам не лингвист. Писал диплом по переходному периоду от средней к поздней бронзе. Но, сами понимаете Александр Васильевич, приходилось и этно-лингвистические вопросы затрагивать. Что касается древнеиранской лингвистики, свои ответы базирую на издании: Основы иранского языкознания. Древнеиранские языки. Академия наук СССР. Институт языкознания. Изд-во "Наука". Москва, 1979. Мне сложно спорить с филологами, поскольку нас на истфаке специально не "натаскивали" хотя бы по лингвистической этимологии. Теперь по Вашим ответам и вопросам. Авестийский, насколько я понял, действительно - реминесценция пра-восточноиранского (реминесценция - потому что, понятно, записей времён Синташты нет), а возможно и с более древними влияниями. Мунджанский-йидга и бактрийский отнесены к юго-восточно-иранским в вышеупомянутом издании (если найду историографию вопроса - постараюсь разобраться). Насколько я понял, белуджи действительно переселились в Ирано-Афгано-Пакистанское южное пограничье в средневековье. Я сам думал, что все сакские языки, в т.ч. т.н. хотано-сакский - с-в иранские. В академическом издании сказано - юго-восточные. Хотя, по моему мнению, "сака" ("олень") - одно из главных первичных самоназваний с-в-иранских кочевых народов. Впрочем неудивительно перенесение этнонимов на близкородственные народы (пример: "вятичи"+ "в-е(носовое)-н-т+патронимический суффикс "ич"; "венеды" - лехиты, а при этом "вятичи" - восточные славяне). Надо бы посмотреть как согласуется всё это с данными археологии. Памирских саков копал ещё при Сталине Бернштам. Есть его статьи в "Советской археологии", я просто досконально не смотрел. С тохарами я вообще не могу разобраться: кто из них т.н. "тохары лингвистические", а кто тохары ираноязычные. С эфталитами, как понимаю, вопрос в хронологии, как и с кипчаками: ранние - ираноязычны, поздние - тюркоязычны (хотя не настаиваю, нужно в литературе посмотреть).
2) Цитирую вышеупомянутое издание.
"Язык парачи распространён лишь отдельными небольшими островками среди территории, занятой персидско-таджикскими, афганскими (пашто) и индоарийскими диалектами. В 20-е годы нашего века (уже прошлого - А.Ж.) население, говорившее на языке парачи, отмечалось в сел. Куроба (долина Пянджшира (орфография оригинала - А.Ж.)), в Ниджрау (к северу от Кабула и в трёх селениях по течению р. Шутул (также к северу от Кабула)"// указ. соч. с.26
"Ормури - язык небольшой народности, известной в литературе под названием ормуры или бараки. Зафиксирован в двух основных диалектах: диалект ормуров Логара (к югу от Кабула) и диалект ормуров Канигурама (в Пакистане, между городами Банну и Дера-Исмаил-Хан)"// там же
Что касается киммерийского и его диалектной принадлежности: он известен нам по трём именам собственным царей. Но! Надо бы покопаться поглубже, но этот пример - единственный ,который могу привести сейчас: в ряду самых известных скифских заимствований в русский называют слово "собака". Но посмотрите словарь скифо-сарматской лексики Абаева: "собака" на северо-восточных иранских диалектах - "кути", отсюда наш "кутёнок". А "спана/спака" - это аналог славянского "пса" на западно-иранских диалектах. Вот и повод задуматься, где предки славян пообщались с персо-мидийской роднёй. Кроме киммерийцев в голову ничего не приходит.

0

42

Более того !
   Данапр -- восточноиранская лексема, а Борисфен (Воуроксена) -- западноиранская. Вадим -- западноиранское понятие и имя, у саков, согдийцев, хорезмийцев и юго-восточных иранцев не встречается. У скифов, выходит, был проиличный киммерийский субстрат.
   Спасибо за парачи и ормури. Возможно, что это разно-хронологические волны бактрийцев или (возможно, что "и") парфян.
   Кыпчаки и кангары (канглы) были сначала иранцами, а затем стали тюрками. Южные же эфталиты наоборот. Пришли в Афганистан тюрками, а затем трансформировались в юго-восточных иранцев.
    С тохарами проще. Собственно тохары -- это юэчжи :  массагето-исседонский сплав (и те, и другие саки -- кочевые северовосточные иранцы), сложившийся в конце 5 в. до н. э. Постепенно "утряслись" в единообразный этнос (до своего ухода в Среднюю Азию в сер. 2 в. до н. э.)
    "Тохары лингвистические" же -- синьцзянские "ди". "Тохпры-А" -- баймади. "Тохпры-Б" -- бади.

         А. В.

0

43

Уважаемый Александр Васильевич,
1) Вы же выдвигали версию о происхож. северо-европеоидов и северного Афганистана.
Значит светлоглазые там могут иметь автохтонное прооисхождение?

2) Были ли андроновцами по расе киммерийцы?

3) О расовом андронстве всех Скифов (саков) и Сарматов:
Население Средней Азии и Северная Индия подвергалось их переселениям более 1500 лет.
После этого туда еще вселялись тюркоязычные метисы, которые несли часть сако-сарматсякой крови.
Значит, если саки и сарматы андроновцы, то татжики и туркмены (а также афганцы и северные пакистанцы, сикхи и раджпуты) должны нести большую примесь андроновского типа. НО ведь этого не наблюдается. Почему?

0

44

abakumov написал(а):

Из среды же южновеликороссов природные андроновцы (в силу своего генотипного менталитета) более, естественно, мобильнее других.

4) Вы считаете, что все кроманьоноподобные (крупнотелые и с крупными чертами лица) более энергичны и агрессивны?
По моему такое же во все времена наблюдалось у жителей Бол. Кавказского хребта и иллирийцев-албанцев

Отредактировано Alexy (2008-02-22 16:58:00)

0

45

abakumov написал(а):

Саки-амюргии пришли в Среднюю Азию и Сев. Афганистан (а их "авангард" даже в Сев. Индию) в кон. 7 в. до н. э. из Казахстана.
Сиддхартха Гаутама (Будда), кстати, тоже сак-амюргиец. Его племенная группа (приведённая ещё его дедом или прадедом) ассимилировалась среди восточных хинди.

5) Откуда это известно именно о семье Будды?

6) Разве могли быть столь быстрые переселения в Индию издали? Ведь как правило туранские и Тюркские завоеватели сначала адаптировались к местному климату в Афганистане и только через несколько поколений завоевание инд. территории становилось удачным.
(Например Греки, Кушаны, Газневиды, Тимуриды Великие Моголы - их первые набеги на Индию не приводили к захвату местности, а как минимум через поколение)

Отредактировано Alexy (2008-02-22 16:57:37)

0

46

1) Вы же выдвигали версию о происхож. северо-европеоидов из северного Афганистана.
Значит светлоглазые там могут иметь автохтонное прооисхождение ?
    2. Я нигде и никогда не писал, что Сев. Афганистан прародина сев. европеоидов.
    Я писал,  Сев. Афганистан прародина неоантропов и зап. неоантропов.
     Феномен же нуристанцев в том, что их предки (прийдя с севера) заселили необитаеміе до них территории.

     2) Были ли андроновцами по расе киммерийцы ?
     2. Да !  С восочноевропейскими и понтийскими компонентами.

     3) О расовом андронстве всех Скифов (саков) и Сарматов:
Население Средней Азии и Северная Индия подвергалось их переселениям более 1500 лет.
После этого туда еще вселялись тюркоязычные метисы, которые несли часть сако-сарматсякой крови.
Значит, если саки и сарматы андроновцы, то татжики и туркмены (а также афганцы и северные пакистанцы, сикхи и раджпуты) должны нести большую примесь андроновского типа. НО ведь этого не наблюдается. Почему?
     3. Среди пенджабцев много бело- (а не смугло-) кожих. Зелёные оттенки глаз встречаются там. И даже к северу от Дели. Среди браминов бывают даже и голубоглазые (Радж Капр и др.).
     4-й закон генетики Менделя !

    4) Вы считаете, что все кроманьоноподобные (крупнотелые и с крупными чертами лица) более энергичны и агрессивны?
По моему такое же во все времена наблюдалось у жителей Бол. Кавказского хребта и иллирийцев-албанцев.
    4. Последнее верно. Но среди сев. европеоидов самые мобильные и агрессивные -- андроновцы. Нордийцы  в этом отношении вторые среди типов нашей малой расы.

     Саки-амюргии пришли в Среднюю Азию и Сев. Афганистан (а их "авангард" даже в Сев. Индию) в кон. 7 в. до н. э. из Казахстана.
Сиддхартха Гаутама (Будда), кстати, тоже сак-амюргиец. Его племенная группа (приведённая ещё его дедом или прадедом) ассимилировалась среди восточных хинди.
   5) Откуда это известно именно о семье Будды?
   5. Из его буддийских житий. Гляньте в большой мифологический словарь. Отец Сиддхартхи носил не индийское, а иранское имя -- Шуддходана.  А когда младший Гаутама бежал к отшельникам, то они чётко его идентифицировали в качестве Шакьямуни (мудрец из племени саков).

     6) Разве могли быть столь быстрые переселения в Индию издали? Ведь как правило туранские и Тюркские завоеватели сначала адаптировались к местному климату в Афганистане и только через несколько поколений завоевание инд. территории становилось удачным.
(Например Греки, Кушаны, Газневиды, Тимуриды Великие Моголы - их первые набеги на Индию не приводили к захвату местности, а как минимум через поколение).
     6. Не всегда так.
   Первая волна индо-ариев (лингвистические предки западноиндийцев) пришла явно где-то в самом конце 16 в. до н. э. Но ведь и массове бегство катакомбников через Дербент произошло во 2-й пол. 16 в. до н. э.
    Часть саков ("вторые шакья") переселилась в Сев. Индию в момент их миграции под нитиском юэчжо-кушанов (сер. 2 в. до н. э.). Историки эту группу называют -- "индоскифами". "Правое" же крыло этого переселения, как известно, тогда заселило Дрангиану (называющуюся с тех пор Сейстаном).
   Часть эфталитов закрепилась к югу от Хайберского перевала уже сразу после их вторжения в Среднеазиатско-Афганский регион (5 в. н. э.).

           А. В.

0

47

abakumov написал(а):

3) О расовом андронстве всех Скифов (саков) и Сарматов:
Население Средней Азии и Северная Индия подвергалось их переселениям более 1500 лет.
После этого туда еще вселялись тюркоязычные метисы, которые несли часть сако-сарматсякой крови.
Значит, если саки и сарматы андроновцы, то татжики и туркмены (а также афганцы и северные пакистанцы, сикхи и раджпуты) должны нести большую примесь андроновского типа. НО ведь этого не наблюдается. Почему?
     3. Среди пенджабцев много бело- (а не смугло-) кожих. Зелёные оттенки глаз встречаются там. И даже к северу от Дели. Среди браминов бывают даже и голубоглазые (Радж Капр и др.).
     4-й закон генетики Менделя !

Андроновский тип - это же не только цвета волос и глаз.
А формы лиц ведь у татжиков, туркмен и в Северо-Западной Индии не несут сильной андроновской примеси, как должно бы было быть?

Отредактировано Alexy (2008-02-23 15:34:16)

0

48

abakumov написал(а):

Но среди сев. европеоидов самые мобильные и агрессивные -- андроновцы. Нордийцы  в этом отношении вторые среди типов нашей малой расы.

А нас основе чего об этом можно судить? Ведь современных народов, у которых бы преобл. андрон. тип нету.
Разве что по отдельным индивидуумам? Например очень многие современные новые русские (если я не ошибаюсь) почему-то имеют андрон. облик.

0

49

1) Андроновский тип - это же не только цвета волос и глаз. А формы лиц ведь у татжиков, туркмен и в Северо-Западной Индии не несут сильной андроновской примеси, как должно бы было быть ?
   1. Все древние антропологические типы Среднеазиатско-Афгано-Североиндийского макро-региона вогнутоносые. Так что и выпуклоносость андроновцев в тамошней сегодняшней среде не ярка.

    2) Но среди сев. европеоидов самые мобильные и агрессивные -- андроновцы. Нордийцы  в этом отношении вторые среди типов нашей малой расы.
А нас основе чего об этом можно судить? Ведь современных народов, у которых бы преобл. андрон. тип нету.
Разве что по отдельным индивидуумам? Например очень многие современные новые русские (если я не ошибаюсь) почему-то имеют андрон. типаж.
   2. В ряде регионов андроновский тип существеннее. У южновеликороссов сильнее чем у северовеликороссов.
   Или у нас.  Черниговские мужички явно агрессивнее житомирских.
   Вы можете мне оппонироваль по части колонизационной активности южновеликороссов и северовеликороссов.
   Но ведь большинство южновеликороссов были крепостными (а ранее "юрьево-деньцами"). Среди же северовеликороссов большинство было лично свободных.

          А. В.

0

50

Я был кроме Киева и Трускавца  только в Лубнах и много раз в Чудновском р-не Житом. обл.
Так вот в Лубнах женщины несомненно красивее, чем в Чудновском р-не Житом. обл. (Но мне не казалось, что они более широколицы? Хотя могу и ошибаться)

СЕйчас можно наблюдать (если не ошибаюсь) татжиков на Владимирском рынке Киева (в открытой части со стороны метро). (Весьма благообразный народ) (Хотя может это татжикские цыгане?)
Мне казалось, что у жителей Лубен (и наверное остального Левобережья) есть с ними некоторое сходство лиц (без учета цвета глаз и воблос). Оно может быть отнесено за счет андроновского компонента?

Отредактировано Alexy (2008-02-24 11:26:22)

0

51

А разве около Вел. Новгорода, Твери, Углича, Ярославля не сплошь крепостные (кроме староверов)?

0

52

Я был кроме Киева и Трускавца  только в Лубнах и много раз в Чудновском р-не Житом. обл.
В Лубнах женщины несомненно красивее, чем в Чудновском р-не Житом. обл. (Но мне не казалось, что они более широколицы? Хотя могу и ошибаться)

Сейчас можно наблюдать (если не ошибаюсь) татжиков на Владимирском рынке Киева (в открытой части со стороны метро). Весьма благообразный народ. (Хотя может это татжикские цыгане?)
Мне казалось, что у жителей Лубен (и наверное остального Левобережья) есть с ними некоторое сходство лиц (без учета цвета глаз и волос). Оно может быть отнесено за счет андроновского компонента?

0

53

1) Крепостные были и среди северовеликороссов, но в меньшинстве. В регионах, естественно, с резкой дифференциацией.

2) Верно !
   На Левобережье Украины и центральноазиатский, и (с другой стороны) андроновский типы сильнее чем на Северо-Западе Малой Руси. Андроновского, конечно же, намного больше чем центральноазиатского.

        А. В.

0

54

А почему не всех крестьян Верхнего Поволжья и Вел. Новгорода прикрепили к помещикам? К какой категории они относились? Черносошным

0

55

Чёрносошные, а затем государственные.
   Не все земли были пожалованы боярам и дворянам.

             А. В.

0

56

Александр Васильевич, а каково Ваше отношение к книге Вашего соотечественника Игоря Рассохи "Украинская прародина индоевропейцев"? http://www.hrono.info/libris/lib_r/rass00indo.html
Действительно ли среднестоговская культура - продукт метисации кроманьоидов и средиземноморцев балканского круга? Ну и конечно хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу возможности миграций индоевропейцев в Переднюю Азию во времена Шумера.

0

57

Я в немалом с Игорем Рассохой согласен. Но не во всём.
   Носители среднестоговской культуры -- восточноевропейцы в сочетании с андроновским (меньшим !) компонентом.
   Оба типа североевропеоидные. Ни с Кавказа, ни со стороны трипольцев серьёзных антропологических компонентов к среднестоговцам не поступало. Среднестоговцы в западном направлении ассимилировали представителей (в 3-й четв. IV тыс. до н. э.) среднего этапа днепро-донецкой культуры. Своих, в целом едино-расников.
     С трипольцами (полу-средиземноморцами) развернулась 800-летняя война. В ходе её среднестоговцы лишь чуть-чуть нахватались южноевропеоидности.
     Во времена Шумера миграций индоевропейцев в Переднюю Азию не было.
     В Малую же Азию первые индоевропейцы (хетто-неситы) проникли на руб. IV -- III тыс. до н. э. со стороны Балкан.
    В сев. Сирию (лувийцы) -- в сер. II тыс. до н. э.
    В Среднюю Азию в 23 в. до н. э. проникли (со стороны Яика-Эмбы-Арала) арии-прадарды, сильно перемешавшиеся с аборигенами (БМАК -- бактриано-маргианский археологический комплекс), но сохранившие свой язык.
    На Армянское и Иранское нагорья индоевропейцы впервые проникли в 18 в. до н. э. (через Дербент) -- прото-гиксосо-кассито-каскейцы. В момент вторжения они говорили на индийском диалекте арийского языка, но перемешавшись с примкнувшими к ним автохтонами -- перешли (через 2-3 поколения) на речь этих автохтонов.
     В 16 в. до н. э. (тоже через Дербент) в Переднюю Азию проникла более многочисленная группа индо-ариев. От них пошли как марианни-митаннийцы, так и ведические арии.

      А. В.

0

58

Александр Васильевич, позвольте задать Вам ещё ряд вопросов:
1) А как Вам мнение о миксационном характере праиндоевропейского языка?
2) Подскажите, пожалуйста, где Серебренников публиковал свою теорию о ещё одной ностратической семье?
3) Каков хозяйственный тип днепро-донецкой культуры? И кто её исследовал? (что почитать?)
4)Откуда у палестинской реки индоарийское название Иордан? (возможно от гиксосов - верхушка индоарии, орда семиты)

0

59

1) Праиндоевропейский язык (на позднем, по крайней мере этапе) не несёт следов к.-л. койне.
    А о процессах 10 -- 6 тыс. до н. э. можно фантазировать всё что угодно. А если и были в ту пору "параллельные группы ностратийцев-койнизаторов", то они потомков не оставили.

2) Серебренников Б. А.   Волго-окская топонимика на территории Европейской части СССР // Вопросы языкознания [ВЯ]. — M., 1955, №6.
      Всего одна его публикация на эту тему.

3) Ранний этап днепро-донецкой культуры :  охота, скотоводство, собирательство, раннее земледелие.
3а) Даниленко В. Н.   Неолит Украины — К., 1969 ;  Телегін Д. Я.   Дніпро-донецька культура. — К., 1968.
Археология Украинской ССР. Т. 1. -- К., 1986 (предыдущий автор и его тема).

4) До сих пор у учёных не сформировалось единого мнения по поводу происхождения названия реки Иордан. Предлагаются различные варианты этимологии из семитских языков: «канава», «шуметь» и т. п. В соответствии с наиболее распространённой точкой зрения, еврейское название реки «Йарде́н» происходит от слова «йе́ред» («спускается», «падает»), и названия источника Дан.

    А. В.

0

60

Пане Абакумов, які антропологічні типи були притаманні носіям катакомбної культури? (Зокрема, наскільки поширеним серед них був андронівський тип?)

0