Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Белорусы

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Какой  этноним был у белорусов, литвяков и полищуков в 19 веке ?

0

2

Ограничимся рассмотрением самосознания населения основной, среднеюжной части Брестско-Пинского Полесья, которое представляет отдельную этнографическую группу (субэтнос). Будем условно называть эту группу - берестюки-пинчуки. Речь пойдет об этническом самосознании рубежа Х1Х-ХХ в.в. Выводы сделаны на основании записей многочисленных сообщений старожилов, которые родились в 70-90 годы XIX - начало XX в.в. Такой хронологический срез примечателен следующим. Большинство местных жителей были или неграмотны, или имели полное, либо неполное начальное образование, т.е. они испытали малое влияние новой книжной культуры. В связи с этим они ориентировались прежде всего на старую этническую традицию. В начале XX в., как и ранее, большинство мужчин участвовали в лесосплавных работах по р. Припять, ее протокам и Днепровско-Бугскому каналу. Большинство мужчин Брестско-Пинского Полесья в конце XIX - начале XX вв. хотя бы раз в жизни ездили на заработки в Америку (США, Канаду). Многие служили в армии. Последние обстоятельства способствовали расширению этногеографического кругозора. Заметим, что основная масса коренного населения рассматриваемого региона исповедовала православие. Так, в 1897 г. в уездах Брестском, Кобринском, Пружанском и Пинском, которые в основном соответствовали Брестско-Пинскому Полесью, православные составляли 76,7%, католики 5,2%.

В качестве самоназвания для берестюков-пинчуков служил этноним руськие. К руським относили восточных славян. Всех руських берестюки-пинчуки делили на несколько групп. Выделялись следующие группы.

1. Местные руськие, наши люди, - это берестюки-пинчуки, коренное население средне-южной части Брестско-Пинского Полесья. Выделение самих себя в особую группу было весьма чётким. Но конкретного этнонима для самих себя в принципе не было. Существовали этнонимы загородцы, берестюки, пинчуки, но они были мало употребительными. Наиболее близкими к своей группе считали волынцев и полисцев (о них см. ниже). Жители Понёманья, расположенного севернее Брестско-Пинского Полесья, берестюков-пинчуков, волынцев и значительную часть полисцев обозначали этнонимом гидуны.

2. Волынцы - жители (коренные) Волыни без ее северных районов.

3. Полисцы или руськие Полисья - жители области, расположенной к юго-востоку от низовьев Горыни (в сторону Киева).

4. Хацюны или литвины - жители основной части нынешней БССР и прилегающих районов ряда области РСФСР и УССР. Основной признак "цекающе-дзекающие" говоры.

5. Россейцы - это великорусы, основной этнос России. Иногда их называли кацапами, но этот этноним считался невежливым. 

6. Украинцы - основное население центральной, южной и восточной Украины.

7. Австрийцы - украинцы Галиции, Буковины, Закарпатья   (эти области входили в состав Австро-Венгрии).

8. Козаки - русские и украинские казаки Дона, Кубани и других регионов.

Немногим были известны другие группы: холмяки (украинцы Холмщины), подоляне (жители Подолья, обычно их относили к украинцам). С 20-х годов стала широко известна Карпатская Русь (Закарпатская Украина).

Руськие, т.е. восточные славяне, входили в более крупную общность. Имя ей славяне. Многие берестюки-пинчуки знали, что существуют такие народы, как болгары, сербы, чехи, не говоря уже о поляках, знали, что все они, как и руськие, этнические родственники, что все они славяне.

Руськие, как этническая общность, имели свои "атрибуты", к которым, в частности, относятся следующие.

Старой этнической столицей считался Киев. Самые известные горы - Карпаты. Самое известное море - Черное море. Основная славянская водная артерия - Дунай, местная водная артерия - Трипять (так называли Припять).

Книжные языки. Для старобелорусского и староукраинского языков существовало общее название - старинный руський (русский) язык. Графика этих языков позволяла читать тексты на них в разных регионах Белоруссии и Украины с учетом местного произношения. Грамотность была распространена на русском языке. Современный русский литературный язык нередко называли новым руським языком (в отличие от старого руського языка). На рубеже XIX-XX вв. некоторые умели читать по-польски, по-украински, по-церковнославянски, по-английски.

Теперь приведем сведения об этнографических группах и подгруппах Брестской области. Кроме таких сведений, как районы расселения, численность, приводим сведения о говорах. Сведения эти не представляют собою описание отдельных диалектных особенностей. Мы приводим перевод на отдельные говоры фразы "он будет ходить в лес" и, кроме того, слова "день, небо, весна, камень, сын, зять". В этих переводах будут отражены основные фонетические особенности говоров. Перевод одних и тех же слов даст возможность данные говоры сопоставить.

Берестюки (синонимы: пинчуки, загородцы, западные полешуки) заселяют южную часть области, кроме юго-востока. На этой территории расположены города и городские поселки: Брест, Пинск, Кобрин, Белоозерск, Высокое, Дорогичин, Жабинка, Иванове, Каменец, Столин, Антополь, Домачево, Логишин, Речица. Численность - ок. 685 тыс. чел. По особенностям говоров среди берестюков выделяются подгруппы, основные и периферийные. К основным группам относятся среднезагородцы (ок. 325 тыс. чел.), южнозагородцы (ок. 150 тыс. чел.), севернозагородцы (ок. 144 тыс. чел.) и тороканцы (ок. 25 тыс. чел.), к периферийным - малечцы (Малечский и Сигневичский сельсоветы Березовского района; ок. 10 тыс. чел.), севернологишинцы (несколько деревень на юге Ивацевичского и на севере Пинского районов; ок. 7 тыс. чел.), обровцы (д. Оброво Ивацевичского района; ок. 2 тыс. чел.), среднепогорынцы (г. Столин и близлежащие населенные пункты; ок. 14 тыс. чел.), южнотелеханцы (несколько деревень на юге Ивацевичского и на севере Пинского районов; ок. 7 тыс. чел.).

Примеры, на говорах. Среднезагородские говоры: "вiн (вын) будэ (будэть) ходыты (худыты) в ліс, дэнь, нэбо, вэсна, высна, камынь, сын, зеть". Южнозагородские говоры: "він будыть (будэ) ходыты (худыты) в ліс; дэнь, нэбо, вэсна, высна, камынь, сын, зеть". Севернозагородские говоры: "вун будэ ходыты в ліс; дэнь, нэбо, высна, вэсна, камень, сын, зять". Тороканские говоры: "він будыть (будэ) ходэтэ в ліс; дань, набо, высна, камынь, сэн, зеть", малечские говоры: "вуон будэ ходыты в ліес; дэнь, нэбо, вэсна, камэнь, сын, зять". Севернологишинские говоры: "вон будэ ходыты в лес; дзень, нэбо, вэсна, камэнь, сын, зять". Обровский говор: "вон будэ ходіты в лес; день, нэбо, вэсна, камэнь, сын, зять". Среднепогорынские говоры "вон (вун) будэ ходіті в лес (ліс); дэнь, нэбо, камень, вэсна, сын, зять". Южнотелеханские говоры: "вэн будэ ходіті в лес; дэнь, нэбо, вэсна, камэнь, сын, зять".

Носители говоров переходных между брестско-пинскими, с одной стороны, севернобрестскими и восточнополесскими, с другой, верхнеясельдцы, лунинцы, бережновцы, бобриковцы. Верхнеясельдцы заселяют верховья р. Ясельды. На их этнической территории расположены города Береза и Пружаны. Численность - ок. 60 тыс. чел. Примеры на говорах: "вуон будэ ходзіці у ліес; дэнь, нэбо, камэнь, вэсна, сын, зять". Лунинцы заселяют несколько деревень Лунинского сельсовета Лунинецкого района. Численность - ок. 5 тыс. чел. Примеры на говоре: "вын буде ходіті в ліс; день, небо, камэнь, вэсна, сын, зять". Бережновцы живут в ряде деревень Столинского района (Бережное, Ольпень и др.). Численность - ок. 6 тыс. чел. Примеры на говоре: "вон буде ходіті в лес; день, небо, камэнь, вэсна, сын, зять". Бобриковцы живут в ряде деревень Бобриковского сельсовета Пинского района. Численность - ок. 3 тыс. чел. Примеры на говоре: "вон буде хадіті у лес: день, небо, камэнь, вэсна, сын, зять". Носители севернобрестских и восточнополесских говоров - северные берестюки (среди них выгоновцы, надпущанцы, вичинские поляне) и восточные полешуки (среди них городчуки). Заселяют районы, расположенные севернее и восточнее ареала берестюков (берестюков-пинчуков). На территории их расселения расположены города и городские поселки: Лунинец, Давид-Городок, Микашевичи, Телеханы, Шерешево. Общая численность - ок. 160 тыс. чел. Примеры на говорах: "вон (вэн) будзе ходзіці (ходзіць, хадзіці) у лес; дзень, небо, вэсна (васна, весна), камэнь (камень), сын, зяць".

Понёманцы. Основной ареал этой группы - Гродненская область. Заселяют также северную часть Брестской области. Здесь расположены города и городские поселки: Барановичи, Ганцевичи, Городище, Ивацевичи, Коссово, Ляховичи, Ружаны. Численность - ок. 281 тыс. чел. Примеры на говорах: "ён будзе (будзя) хадзіць у лес; дзень, небо (неба), вясна, камень (камянь), сын, зяць".

Другие этнические группы. Великорусы - ок. 125 тыс. чел. Белорусы - выходцы из других областей - ок. 60 тыс. чел. Украинцы - выходцы из УССР и их потомки - ок. 52 тыс. чел. Этнические поляки - ок. 10 тыс. чел. Евреи - ок. 3 тыс. чел. Другие - ок. 8 тыс. чел.

Фёдор Климчук
Кандидат филологических наук
Института языковедения АН Республики Беларусь

Отредактировано Бранко (2010-01-10 11:29:18)

0

3

Александр Васильевич какое ваше мнение ? Согласны ли вы что общий этноним у белорусов,литвяков и полищуков был руськие а этнонимы вышеперечисленных субэтносов были : белорусы - хацюны или литвины, литвяки с полищуками - гидуны ?

0

4

Насчёт субэтнонимов точно не знаю, но общее самоназвание -- руськие. Не уверен в последнем по поводу части литвяков.

             А. В.

0

5

Уважаемый Александр Васильевич!
А почему Вы считаете, что белоруский язык отличается от русского сильнее, чем украинский?

0

6

Я так не считаю уже давно.  Лет 15. В моих последних публикациях :  украинский, белорусский, великорусский, восточно-полесский и волыняцкий диалекты семантико-грамматически равноудалены почти на 1000 лет. Диссимиляция где-то с начала 11 в.

0