Думаю интересная и большая тема. Все больше нахожу интересного в средневековье. Вот скажем имя Иванко было и исчезло из традиции. Непонятно почему. Или нашел среди казаков дедиловских и епифанских 16 в. такие как Марко, Мартинка мне неизвестные откуда пришедшие.
Имена и фамилии
Сообщений 1 страница 16 из 16
Поделиться22008-03-26 15:11:40
Михалко, Василько и (чуть позднее) Иванко -- древнерусская (в т. ч. и позднедревнеруская) форма интерлитеризации христианских имён.
Епифан, Марк и Мартын -- имеются в православных святцах.
А. В.
Поделиться32008-03-28 12:45:26
А почему у русских сохранилось меньше собственно славянских имён, чем, скажем у сербов? У них часто встречаются исконно славянские двусоставные имена, например, Слободан, Войислав, Милорад, Драгутин и т.д. У нас же из тех, что имеются в святцах, могу вспомнить только Владимира, Всеволода и Святослава. Возможно причина такого отличия в обстоятельствах христианизации наших народов: Русь крещена "по решению сверху", а сербы крестились семьёй добровольно (отсюда их семейный праздник Крестная Слава) и потому могли и в духовной жизни сохранять больше остатков народного (имею в виду именно имена).
Поделиться42008-03-28 14:00:30
Да ! Причина такого отличия в обстоятельствах христианизации наших народов: Русь крещена "по решению сверху", а сербы крестились семьёй добровольно (отсюда их семейный праздник Крестная Слава) и потому могли и в духовной жизни сохранять больше остатков народного. Сербы крестились раньше, чем их сюзерен в Преславе.
Кроме того ! Этнонимикон у постантов не только славянский, но и скифо-сарматский (Дир, Рогдай, Фурстен, Вадим, Прастен, Агния, Буслай и др.), и варяжский (Олег, Игорь и (отдельно) Ингварь, Ольга, Якун). Немало гото-славянских "синкретизмов" (Пирогост, Доброгост, Гостомысл, Келагаст.
А. В.
Поделиться52008-03-28 14:13:25
Имена первых русских святых - Бориса и Глеба - славянские или нет? О происхождении имени Глеб где-то читал, что происходит от слова, означавшего "жердь", которое сохранилось в каких-то диалектах. Про Бориса обычно пишут, что это сокращение от имени Борислав. Но! Почему-то, скажем, Святослав не стал каким-то Святосом и Ярослав не сократился до некоего Яриса. А вот Борислава "урезать" до Бориса получилось как-то. Не является ли имя Борис славянизированным (или тюркизированным, ведь мать Бориса и Глеба болгарка) производным от какого-нибудь греческого имени типа Париса?
Поделиться62008-03-29 11:52:05
Нет !
Борис (болгарский хан и князь 2-й пол. 9 в. Богорис (в крещении Михаил)) -- тюрко-монголизм (через аваров от жужан).
"Богорис" -- монг. "маленький".
Хан Богорис вступил в конфликт с большинством протоболгаских родов (с язычниками) и объявил себя славянским князем. Своё имя (Богорис) он переименовал на славянский манер (Борислав). Своего старшего сына (Расате) тоже переименовал. Во "Владимира".
Затем были различные компромиссы. В итоге прижилось и компромиссное имя к этому главе государства -- "Борис".
"Глеб" -- варягизм. В западнонемецких языках есть параллелизм (несколько, естественно, отличный от скандинавизма) -- "Готтлиб".
А. В.
Поделиться72008-03-30 12:01:17
А в чём смысл русских имён (и фамилий от них) с отрицательной характеристикой-
Невзор, Нелюб, Неугод, Некрас...
Отредактировано Narvasadata (2008-03-30 12:02:12)
Поделиться82008-03-30 12:52:27
Дабы отвадить силы зла, которые якобы падкие "цепляться" к носителям позитивных имён.
А. В.
Поделиться92008-03-30 21:08:27
Александр Васильевич,
существует точка зрения, что у славян в дохристианский период не было личных имён, были лишь прозвища. Исключение - лишь княжеская верхушка, те носили имена-титулы: Владимир, Святослав, Ярополк и т. д.
В отношении имён дружинников Олега (и иных персонажей того времени) давно идёт спор, и в основном по линии норманизм-антинорманизм. Иранское происхождение имён Дир, Рогдай, Фурстен, Вадим, Прастен, Агния, Буслай не вызывает сомнений?
Толкование этих имён имеется?
Поделиться102008-03-30 23:41:59
Иранское объяснение Фурстена и Прастена я как-то читал у М. Ю. Брайчевского. С его ссылкой на О. Н. Трубачёва. Не помню перевода.
Вадим до сих пор встречается в персидском языке (впрочем и в осетинском -- по В. И. Абаеву) -- в значении "баламут". Дир, Рогдай и Буслай -- слишком очевидны.
Агния -- какое-то женскиое скифское имя (типа "Агниамат"). Носительница этого имени в Крыму в кон. 3 -- нач. 4 вв. стала святой. Но с греческой интерлитеризацией своего скифского (или сарматского) имени -- "Агния".
А. В.
Поделиться112008-03-31 01:05:01
1) Элемент Гаст/Гост (Пирогост, Доброгост, Гостомысл, Келагаст) вероятно, тот же, что и в имени Густав? 2) Элемент Влад/Волод есть и в западноевропейских именах - Вальд (Weald - у англосаксов, Valdr - у скандинавов) - с тем же значением "владеть" (Эвальд, Освальд, Вальтер, Вальдемар). Это древний индоевропейский корень или кто-то у кого заимствовал? (Странным образом созвучно с немецким wald - лес.) 3) Элемент Рог/ (Руг?) (здесь, наверное, долгое "о", в отличие от "рог" - костяной вырост?) Рогволод, Рогнеда. Аналог германским Rich/Rikr, кельтскому Ric, латинскому Rex, греческому Arch, индийскому Радж. Рюрик у славян не случайно дал форму "Рарог". Возможно, от этого корня произошло слово "ругать".
Поделиться122008-03-31 12:55:55
1) Густав -- тевтонизм, у гото-скандинавов это имя звучит несколько иначе.
2) Восточно-балканские славяне (как и протоболгары) на себе никакого варяжского влияния не испытали. Так что "Владимир" -- славяно-иранизм. Вольдемар же (в отношении Вл. Крестителя) -- варяжская интерлитеризация-подгока (типа "Холменколлен -- Холмогоры") под германизм. Как и "Ярослав -- Ярислейф".
3) Рогволод ведь на самом на самом деле "Рагнвальд".
А. В.
Поделиться132008-04-01 17:57:03
В имени Владимир первый элемент (Влад) - общеиндоевропейский (здесь в славянском варианте), второй (Мир) иранский?
Если Рогволод на самом деле Рагнвальд, то он варяжский князь? Вероятно, в некоторых восточнославянских городах (помимо Северо-Запада!) правили варяги, пока киевские князья не посадили там своих родственников?
Поделиться142008-04-01 19:46:19
В имени Владимир первый элемент (Влад) - славянский вариант общеиндоевропейского, второй (Мир) -- иранский.
Рагнвальд -- предводитель варяжской дружины, сумевший взять княжескую власть. Другой такой -- Рюрик. Третий -- Тур у дреговичей. Остальные племенные князья (Мал, Ходота и др.) -- пост-анты.
Пока киевские князья не посадили там своих родственников.
А. В.
Поделиться152008-04-03 22:43:38
Спасибо, Александр Васильевич. Олег, Игорь - варяжские (германские имена), хотя Олег "Вещий" и Игорь (Первый) варягами не были, они были русами. Но имена одного народа могут заимствоваться другими. "Олег" - значит святой, аналог есть в древнеанглийском "halig", отсюда современное "холидэй" = праздник. "Игорь" - первый элемент "И(н)г". Ингви - легендарный праводитель шведов, "- орь" - просто суффикс или слишком искажённое "варь/марь" (war/mar)? Но в Древней Руси Игорь и Ингварь существовали параллельно.
Поделиться162008-04-04 00:01:49
Разные интерлитеризации в разные эпохи. В IX в. -- одна, а в XII в. -- другая.
А. В.