Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Северно-великороссы

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

Александр Васильевич в одной из ваших статей вы писали что северно-великороссы выше ростом чем средне-великороссы и южно-великороссы. Чем это объясняется? Ведь у северно-великороссов значителен финский компонент?

0

2

Разница не велика. Балто-финнам (а это и весь, и водь, и ижора, и чудь заволоцкая, и печора, и карелы) свойственен высокий рост. Большая же часть финского компонента у северно-великороссов -- балто-финская.

             А. В.

0

3

Могли ли бы вы перечислить антропологические типы северно-великороссов и средне-великороссов? Как количественно представлен каждый тип?

0

4

Северно-великороссы -- основные типы по степени распространённости :  восточно-балтийский, беломорский, восточноевропейский.

Средне-великороссы -- основные типы по степени распространённости :  восточноевропейский, восточно-балтийский, андроновский.

        А. В.

0

5

На Урале , в Сибири, на Дальнем Востоке количественно преобладают/первенствуют северно-великороссы?

0

6

На Урале, Зап. Сибири, Алтае и в Красноярском крае.

           А. В.

0

7

А кто преобладает в остальных регионах Востока России ?

0

8

Южновеликороссы.

     А. В.

0

9

abakumov написал(а):

Северновеликороссы на Урале, Зап. Сибири, Алтае и в Красноярском крае           А. В.

Вряд ли во всей Зап Сибири? Навеерное в лесо-степной полосе зап Сибири (кооторая сейчас наиболее густо заселена) больше южновеликороссы? Или новосёлы там были восновном с Поволжья?

0

10

Вряд ли во всей Зап Сибири?

Могу сказать только про Омскую область. Наше село расположено на Иртыше севернее Омска, село старожильческое. Основное население северовеликороссы, дедушка и вся родня рыжие с голубыми глазами. Приехали в Сибирь, по приданиям, около 1700 г. После крестьянских восстаний 1861-1863 гг., в село поселились несколько ссыльных семей из Тамбовской губернии. Бабушка из такой семьи. Этих семей было мало и они растворились в основной массе северовеликороссов, потеряв и язык (южный диалект) и черты быта. Затем, при столыпинской реформе, стали приезжать новоселы с разных губерний, но их уже не селили в старожильческие сёла, а создавали новые деревни. Вот в них да - и "акали" и "окали" и был украинский язык (наверно суржик) и белорусский. Там уже была мешанина антропологических типажей.

0

11

А Ваши старожильческие предки, которые "приехали в Сибирь, по приданиям, около 1700 г", были старообрядцами?

Natol написал(а):

После крестьянских восстаний 1861-1863 гг., в село поселились несколько ссыльных семей из Тамбовской губернии

Спрошу заодно, а где были самые сильные восстания в 1861-63 гг - в западной Пензенщине и Тамбовщине или в Казанской губернии?

Или где-то ещё были не менее сильные и обширные крестьянские восстания?

Неужели в Кандеевском восстании (крестьян Керенского и Чембарского уездов Пенз Губ) использовался красный флаг?
(Так пишут тут http://www.testsoch.com/osnovnye-etapy- … 1-1863-gg/ )

0

12

были старообрядцами

Увы, не знаю! Дедушку в 1938 году арестовали и бабушка часть его записей сожгла. Потом, после реабилитации в конце 50-х, он пытался восстановить эту часть по-памяти, но про старообрядчество там ничего не было. В мое время они все уже были в официальной церкви.

Спрошу заодно

Увы, я не историк, а интересующийся дилетант. )) Надо спросить у Александра Васильевича.

0

13

Я больше в курсе этнологической истории.
История крестьянских волнений 1860-х гг. мне знакома хуже.

             А. В.

0

14

http://www.pseudology.org/Eneida/RussUkr2.htm
Оппонентов не убедили мемуары очевидцев расправ казаков над иногородними. Они настаивали на том, что разница в системе хозяйствования и социальном статусе казаков и иногородних являлись основными причинами конфликта. Даже привели ссылку на В.И. Ленина, который объяснял приверженность к белому движению КОРЕННЫХ сибиряков и казаков тем, что они не знали крепостного права [142]

Хотя население Урала и Ярославской области, испытавшее на себе всю тяжесть крепостничества, подобно свободным сибирякам, встало также на сторону белых

Свидетельства Л.Н. Гумилева и Н. Гарина о хороших взаимоотношениях между казаками и выходцами из русского севера, а также между их потомками и новой волной переселенцев с казачьего Дона [143; 144], проходившей одновременно с выселением в Сибирь украинцев, оппоненты объясняли опять-таки социальными причинами

Все три выделенных зеленым цветом утверждениия абсолютно верны?

Отредактировано Alexy (2012-04-14 10:37:43)

0

15

В.И. Ленина, который объяснял приверженность к белому движению коренных сибиряков и казаков тем, что они не знали крепостного права

В.И. Ленин, как с ним часто случалось, или не понял или слукавил.
Дедушка рассказывал, что когда они вернулись с 1-й мировой войны по домам - кто по ранению, кто самовольно, то организовали сначала снабженческо-сбытовой, а потом и производственный кооператив в селе. И дело у них пошло, к концу 20-х годов даже построили паровую мельницу. Так вот, им нужна была твердая власть, а её политический окрас их абсолютно не интересовал. Когда после Октябрьского переворота началась гражданская война и чехарда власти в уезде, то мужики вооружившись отгоняли от села - как белых, так и красных, как белочехов, так и всяких зеленых. Таким образом, какого-то предпочтения у наших мужиков не было. Когда сов.власть стабилизировалась и начался НЭП, кооператив расцвел с новой силой. Но к концу 20-х всю эту вольную кооперацию стали зажимать налогами и всяческими ограничениями по количеству земли, скота, пытались ими административно управлять. Но, в свободный кооператив не пошлешь же парторга и не прикажешь, что им делать. К 30-у году мужики сориентировались, распродали всё и разъехались по городам и поселкам, бросив сельское хозяйство. Так они избежали коллективизации и соответствующих репрессий начала 30-х годов, но начиная с 1937 г. их начали отлавливать и припоминать эти вольные кооперативы.

хороших взаимоотношениях между казаками и выходцами из русского севера, а также между их потомками и новой волной переселенцев с казачьего Дона

Тут тоже немного могу рассказать из семейной истории. За рекой Иртыш, на том берегу начинались земли казаков, потомков казаков с Дона. Бабушкина сестра была замужем за казаком и мы часто ездили в их станицу в гости. Правда, не скажу, что у нас было много казачек за мужиками, чаще брали жен из своих старожильческих сёл. Была большая разница в характерах - у казаков, по моему впечатлению, больше холерический характер - у наших сангвинический. :) Отношения были очень уважительные. Кстати, меня в юношестве очень удивил типаж казаков описанный в литературе. Наши сибирские казаки, впрочем, как и старожилы, были все поголовно грамотные. Более того, я потом узнал, что недалеко от нас казачьим войском был организован в 1826 г.!!! опытный хутор, где проводилось, говоря по современному, сортоиспытание всяких зерновых культур - пшеницы, ржи и т.д. Это было первое научное сельскохозяйственное учреждение за Уралом. Язык у казаков был своеобразным - смесь правильного русского с сибирским, казачьим суржиком (диалектом?) и украинским. Это я говорю уже по впечатлению своего детства, что было раньше - не знаю, да и дедушка о казаках почти не пишет и не рассказывал.

0

16

Христос Воскрес!
Большое спасибо за интересный рассказ

Natol написал(а):

Затем, при столыпинской реформе, стали приезжать новоселы с разных губерний, но их уже не селили в старожильческие сёла, а создавали новые деревни. Вот в них да - и "акали" и "окали" и был украинский язык (наверно суржик) и белорусский

У них часто возникали конфликты со старожилами и казаками из-за земель или ещё чего-то?

А как эти новосёлы относились к красным?

Более тепло, чем старожилы из села Ваших дедушки и бабушки и старожилы вообще?

0

17

Воистину воскресе!

конфликты со старожилами

Судя по записям и рассказов дедушки - особых конфликтов из-за земли не было. Т.к. кругом было много свободных казенных "кабинетских" земель и новоселам нарезали наделы на них. А относились к новоселам со снисхождением - как к малым детям, часто смеялись над ними (не в глаза, а между собой) из-за отсутствия хозяйственных навыков, необходимых в Сибири, т.к. народ был из разных природно-климатических зон и часто попадал впросак не учитывая местных условий. Наши учили их и помогали. Особенно удивляло отсутствие взаимопомощи у новоселов в сибирском, конечно, понимании. Так у старожилов принимали без расспросов любого, кто просился переночевать, кормили коня, кормили и наливали самогоночки людям. Многие потом становились друзьями. Ни замков ни запоров небыло. Ещё даже при мне уходя из дому просто подпирали калитку палочкой и все понимали, что дома никого нет и нечего соваться. На Иртыше свободно стояли лодки, были заброшены сети и привязаны мережы (мордушки) - чужие никогда не трогали. Один только раз в жизни помню - был пьянчужка, так спер что-то у соседей, так с ними перестало всё село разговаривать и они где-то через месяц уехали. Вообще пьяниц практически небыло, хотя в каждом доме был самогон и бочками брага. С весны до осени практически на пили - было некогда, а после уборки начинались свадьбы и всякие мероприятия с поездками к родне, знакомым, отмечали престольный праздник, другие религиозные. Вот тогда могли неделю гулять - именно гулять, а не пьянствовать. Выпивали слегка, а потом пели песни, плясали, ряженые ходили и т.д.
Да, ещё - отношения с местными "татарами" (не понятно, это сибирские татары или казахи) были очень хорошими. У деда был друг, часто приезжал, покупал чай, сахар, соль. Маленько выпивали и сидели беседовали за жизнь, хотя дед только слегка знал "татарский", а "татарин" почти не говорил по русски. Потом, в начале 30-х, когда начался голод, дед, который уже жил и работал в городе, спас его семью, устроив его возчиком в какую-то контору. Кочевавших, кстати, не пускали в города и вообще в более северные и хлебные районы, для чего были выставлены загранотряды. Не знаю - как он прорвался.

А как эти новосёлы относились к красным?

Деда говорил, что все красные комиссары были из новоселов и раскулачивали село тоже они. У дедушки написано, что это были самые "пустяковые" люди - с плохим хозяйством или пропивашки. Наши не дали никого раскулачить, но половина села ушла в Омск, остались немощные, старики да ребятишки.

0

18

Александр Васильевич вы писали что у северно-великороссов Среднего и Нижнего Поволжья преобладает балтское и скифское наследие. То есть они собственно северно-великороссы  только лингвистически, а не антропологически . Я вас правильно понял ?

0

19

Балто-финский компонент -- это не смешанный балтско-финский, а западно-финский (у филологов эта финская группа именуется балто-финской). У мн. западно-финских групп (у веси, еми, корелы, ижоры, води и печоры) практически нет балтского (балто-сатемовского) компонента.

     А. В.

0

20

Большинство великороссов Саратовской губернии (к последней четверти 19 в.) потомки переселенцев с Рязанщины ?

Отредактировано Лучезар (2012-05-10 17:54:24)

0

21

Только на правобережье Саратовщины !  Да и там они "первые среди равных". В сравнении с пост-пензяками (средневеликороссами) и "суммарными" северно-великороссами.

           А. В.

0

22

Пензяки насколько я понимаю происходят от рязанцев (антропологически они идентичны - дон-сурский тип) ?

Отредактировано Лучезар (2012-05-10 21:19:54)

0

23

Но по языку пензяки не восточно-южновеликороссы (как рязанцы и тамбовцы), а средневеликороссы. См. лингвокарту А. Соболевского.

      А. В.

0

24

Откуда пришли переселенцы заселившие Пензенщину? Тамбовщину?

0

25

Большая часть переселенцев в Тамбовщину были с Рязанщины. На Пензенщину -- я не знаю.

         А. В.

0

26

А вот карта говоров Пензенской области
http://94.25.70.100/encyc/images/enc/DIALEKTI1%20TERRITORIALNI1E.files/image001.jpg

0