Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О Комарицкой волости

Сообщений 1 страница 30 из 34

1

Добрый день всем!
Не подскажете ли какие-либо труды в разрезе этнографии, лингвистики, археологии и истории Комарицкой волости?

0

2

Поищу.
   Но вот в чём парадокс Комарицкой волости !  Находясь на украинском пограничье, комаринцы (наряду с курянами) одна из 2-х наиболее ярко выраженных великорусских архетипов (москали среди москалей).

         А. В.

0

3

Cпасибо, буду весьма признателен! Дело в том, что все это мне необходимо для заметки о комаринцах - одних из потомков северянской постплеменной общности...
Звиняйтэ, не зовсим зразумив про "москали среди москалей" - вроде бы комаринцы как раз нетипичные великоросы! :rolleyes:
Я всегда думал, что комаринцы - это как раз постсеверянская переходная этногруппа между великоросами и малорусами, "разбавленная" служилым и воровским людом.

Отредактировано Сяўрук (2008-10-03 23:35:08)

0

4

Я сужу по "Камаринской".  Может я и ошибаюсь. Комаринцев я знаю гораздо хуже курян.
Может вы имеете ввиду географический выступ между Белорусией и Черниговской областью. Комаринцы хоть и рядом, но чуть восточнее.

            А. В.

0

5

Здравствуйте!
Нет, я как раз о комаринцах юго-восточной Брянщины (в современных ее географических рамках).

0

6

Кстати, что интересно - после подписания Деулинского перемирия в Севск из Новгород-Северского была выселена часть служилых людей. Причем, что естественно, и воровских. Об этом говорят и многие архивные реляции, например:

Дело по отписке Севского воеводы об устройстве севских гулящих людей по их челобитью в беломестные казаки.

Севский воевода Степан Стрешнев в отписке, полученной в Розряде 8 октября 1630 г., доносил: « .... в прошлом, в 138 г., Февраля в 15 д. писал я к тебе, государю, что, по твоему государеву указу, устроены в Севску служилые люди, которые переведены из Новогородка - Северскаго, и что прибрано в Севску всего двести человек стрельцов, сто двадцать пять человек казаков, да пушкарей и затинщиков пятьдесят человек, а дворян и детей боярских и казаков верстаных, и кормовых и беломестных, против иных твоих государевых украинных городов, Путивля и Рыльска, и иных никаких служивых людей в Севску не устроено. А которые приходят в Севеск из розных твоих государевых городов и которые в прошлых годех вышли на твое государево имя из за рубежа, из Новагородка -Северскаго и из иных городов и уездов, служивые и всякие люди, а живут они в Севску и в Комарицкой волости в гулящих людех, не на тяглых жеребьях, и бьют челом тебе, государю...., а ко мне в съезжую избу приносят челобитныя, чтоб их, по твоему государеву указу, написати в службу, против Рыльских беломестных и жилых казако, и под дворы им места отвести в слободе, и я тех гулящих людей в твою государеву службу в беломестные и к прежним севским жилым казаком в прибавку, без твоего государева указа, писати и под дворы им мест давати не смею, и о том ко мне в Севеск сентября по 14 число твой государев указ не бывал. И нынешняго, 139 г., сентября в 15 д. били челом тебе, государю...., а ко мне в съезжую избу принесли челобитную севские гулящие люди, Богдашка Смогилев с товарищи, пятьдесят человек, и я тое их челобитную послал к тебе, государю...., к Москве под сею отпискою».

Челобитная.... Бьют челом сирота твой, севскаго острога гулящие люди, Богдашка Смогилев с товарищи, пятьдесят человек. В прошлых годех пришли мы в Севеск и живем в гулящих людех; и по твоему государеву указу, твой государев воевода, Иван Юрьевич Плещеев, дал нам в Севску для нашей нужи под дворы и под огороды за речкою за Морицею, по Московской дороге, меж Пушкарской и Стрелецкой слободы, порозжее место в отмер, в длину и поперег по осми сажен человеку, а пашенной земли и иного никакого угодья, опроче того, нам не дано ничего, и нам без твоей государевы службы прожить в Севску не мочно и прокормиться не чем». Просят написать их в Севске в службу в беломестные или в жилые казаки, как устроены беломестные и жилые казаки в городе Рыльске.

Розрядная выпись. А на Москве в Розряде дьяком, думному Ивану Гавреневу да Михаилу Данилову, Севский челобитчик, Богдашка [314] Смогилев, в роспросе сказал, что в прошлом, в 134 г., пришло их в Севеск из Новагородка – Северскаго с женами и с детьми 50 семей, а в Новегородке - Северском жили в уезде в селах и в деревнях на пашнях; а как они пришли в Севеск, и воевода Иван Плещеев велел им жити в Севску на посаде и под дворы места дал на посаде, промеж Стрелецкой и Пушкарской слободы, по 8 саж. под двор, а пашни и сенных покосов им нигде не дано.

Да Севской же челобитчик бьет челом государю..., чтоб государь их пожаловал, велел им быти в Севску в службе в стрельцех или в казакех; а будет государь не пожалует их, не велит быть им в службе, и государь бы их пожаловал, велел их устроить в Комарицкой волости в селех и в деревнях на пашне.

А служилых людей в Севску по росписи г. Новагородка Северскаго казаков 125 человек, да стрельцов 200 человек и с тем, что прибрано в Севску, служат с государева с денежнаго жалованья и с земель, казаки конные, а стрельцы пешие; в Севску же пушкарей 25 человек, затинщиков 25 человек, воротников 7 человек, плотников 2 человека, кузнецов 2 человека. В Севску же в прошлом, в 138 г., по государеву.... указу и по боярскому приговору, велено быть Комарицкия волости дву станов, Чемлижскаго да Радогожскаго, даточным людем, 225 человек, с десяти дворов человек, с пищальми да с рогатины, да у них же быть по два фунта зелья да по фунту свинцу, а жити им в Севску помесячно со всякими запасами. А нынешняго, 139 г., генваря в 27 д. указал государь и бояре приговорили тем даточным людем быти в Севску во весь год без перемены, а быти им всем с пищальми, да у них же быти по рогатине, да по топору и зелью и свинцу быть у них по прежнему. И всего в Севску служилых, и всяких жилецких и Комарицкия волости даточных людей 611 человек.

А как севские стрельцы и казаки государевым жалованьем устроены, и в памяти из Стрелецкаго приказа пишет:

Лета 7139, генваря в 28 д. По государеву.... указу, память дьяком, думному Ивану Гавреневу да Михаилу Данилову. В Стрелецкий приказ к боярину, ко князю Ивану Борисовичу Черкасскому, да к дьяком, к Ивану Нестерову да к Ивану Трофимову, в памяти, за твоею Михайловою приписью, (написано) велети бы отписать к вам в Розряд, сколько в Севску стрельцов и казаков, и что им денежнаго и хлебнаго жалованья, или они устроены землями, и почему за ними учинены земли. И в Стрелецком приказе в окладных росходных книгах написано: в Севску стрельцов 200 человек, казаков 125 человек, а государева им денежнаго жалованья казаком: пятидесятником по три рубля с четвертью, десятником по три рубля без четверти, рядовым по два рубля с полтиною человеку, а стрельцом всем ровно по два рубля человеку, а хлебнаго им жалованья не дают, потому что у них вместо хлебнаго жалованья устроены землями, а земель за казаки по двадцати четьи, а за стрельцы по двенадцати четьи за человеком. Диак Иван Нестеров.

Лета 7139. Февраля в… д. По государеву..., указу, память боярину, князю Иван Борисовичу Черкасскому, да дьяком: Ивану Нестерову да Ивану Трофимову. В нынешнем, 139 г., октября в 8 д. писал к государю.... из Севска стольник и воевода Степан Стрешнев и прислал под отпискою челобитье гулящих людей Богдашка Смогилева с товарищи, пятьдесят человек, а в челобитной их написано, что в прошлом, в 134 г., пришли они в Севеск из Новагородка - Северскаго с женами и с детьми, а в Новогородке жили в селех и в деревнях на пашнях, а в Севску даны им места под дворы на посаде, по осми сажен под двор; и государь бы их пожаловал, велел им в Севску в стрельцех или в казакех (служить). И государь.... Новагородка - Северскаго выходцов, Богдашка Смогилева с товарищи, пятьдесят человек, пожаловал, велел их в Севску устроить в стрельцы. И по государеву указу.... боярину, князю Ивану Борисовичу Черкасскому, да дьяком: Ивану Нестерову да Ивану Трофимову, велети послати в Севеск к воеводе государев указ, а велети Новагородка - Северскаго выходцев, Богдашка Смогилева с товарищи, пятьдесят человек, взяти в государеву в стрелецкую службу и государевым годовым жалованьем в Севску велеть устроить, против севскихъ стрельцов.

(Москов. ст. столб. № 58, лл. 590—598).

Отписка Севского воеводы Бориса Кокорева об устройстве в Севске в казаки выходцов из Новагородка-Северского казаков Семена Пуда с товарищи, и доклад по отписке:

Севский воевода Борис Кокорев в отписке, полученной в Розряде 5 июня 1622 года, доносил, что присланные из Москвы выходцы из Новагорода Северского казаки Семен Пуд с товарищи в Севск прибыли и устроены в службу вместе с Новгородскими казаками, при чем им было объявлено, чтоб

они из Севска без указу никуда не съезжали, с литовскими и русскими людьми, которые учнут из за рубежа приезжати, в Севску с ними не сходились, и ни о чем не говорили, и письмом и словесным приказом не ссылались, и никаким воровством не воровали, государю не изменили, [181]

в Литву, в Крым, в Ногай и в иныя государства не отъехали и поручиков не подали.

Помета: «Выписать, для чего велено их в Севск отпустить».

Внизу отписки помечено: «Отпущены по помоги думнаго дьяка Томилы Луговскаго, потому по них ручались городом».

Розрядная выпись: 130 года марта в 16 день, писал к государю ... из Севска воевода Борис Кокорев да подьячий Панкрат Бобанин и прислали из Новагородка-Северского выходцев казаков: Сеньку Пуда, Богдашку да Ваську Антоновых, Савку Правдина, Андрюшку Колужанинова, а жен и детей их

оставили в Севску и их велено взять к Москве. И Мая в 22 день писали к государю из Севска ж воевода Борис Кокорев да подьячий Панкрат Бобанин и прислали Сеньки Пуда с товарищи жены и дети, да с ними ж прислали Севского острога Нового Спасского монастыря архимандрита Корнилия и

соборной церкви Успения Пресвятые Богородицы протопопа и попов, и дьяконов, и с посаду попов, и Новогородских стрельцов, и казаков, и пушкарей и затинщиков, которые переведены из Новагородка-Северскаго в Севской острог, за руками челобитную и поручную запись; а в челобитной,

их написано, чтоб государь пожаловал тех выходцев Новагородка - Северского казаков Сеньку Пуда с товарищи и их жен и детей, велел отпустить на житье в Севской за их порукою, и поручную запись по них прислали, а в поручной записи писались: Спасский архимандрит Корнилий, да соборный протопоп Гурий и все попы, и дьяконы, и казаки и стрельцы 185 человек, чтоб на них смотря из Новагородка - Северского и из Трубчевска вперед служивым людем и крестьяном повадно было на государево

имя переходить.

И помета на выписке думного дьяка Томила Луговского: «130 года мая в 29 день указал государь, говоря с бояры, казаков Сеньку Пуда с товарищи отослать в Севской и быть им в Севском в казаках и в дорогу им дати на корм с женами и с детьми по рублю человеку».

(Москов. ст. столб. № 11, лл. 147—153).

0

7

Кстати, в "Великорусских говорах" Д.К. Зеленина отмечается, что комаринцы (севчане, дмитровцы, карачевцы), а также жители Трубчевского уезда - полехи. Что, в принципе, подтверждает и бытующие самоназвания.
Да и речь их близка более белорусской.

Отредактировано Сяўрук (2008-10-07 22:39:37)

0

8

Хотя, если учесть, что базовая орловско-курская фонетика все-таки ближе к белорусской - то вполне понятно.
Не подскажете - так ли это?

0

9

Фонетика -- да !   Но не грамматика (в т. ч. и отдельные идиоматические обороты).

           А. В.

0

10

Проблема севрюков в Комарицкой волости (ровно как и ее причастность к ним) очень сложна. Куда они делись, сказать возможно.  Но, динамику этого процесса и ньюансы - не особо. Возможно перелом был в 1601-1603, когда толпы голодных ринулись по Киевской дороге из Москвы и крестностей в ту же Комарицкую волость. И, восстание Болотникова, когда севрюков частью перебили, частью они разбежались.   
Интересна история представителей путивльских севрюков Уколовых. Некоторые из них переселились в Белгород. Там они занимались эксплуатацией ухожаев под крылышком Микулы Маслова. Когда его ухожаи отдали украинцам, они стали требовать с них оброк. Когда те отказались, они стали их убивать и грабить. Когда был проведён сыск, то Микула ушёл от ответственности вместе с воеводой, а Уколова повесили в ХАрькое. Это была первая казнь в городе.

0

11

Вот, что пишет о комаринцах исследовательй-любитель истории тех мест Михаил Машкин:

Комаричане - это украинцы, окраинцы, жившие на границе с кераимами (у кераимов). До татар, к которым относились всех тюрков, примерно также всех называли кераимами. Сформировались на основе остатков древнего племен северян, булгар, а также пришлого (беглого и командированного-служилого населения). Одно из значений севрюк - пещий служилый. На конкретной территории обычно выживает конкретный феноменологический тип. Например, если в Индию пришли арийцы, то культура арийская, а фенотип коренных индийцев. Поэтому можно говорить, что сохранён фенотип северян.

Севрюки появились когда московские князья после раскулачивания жителей Великого Новгорода (после падения Новгородской республики) направило на южные рубежи раскулаченных, и не только раскулаченных, новгородчан. Так появился Новгород Северский (Севск). Для защиты южных рубежей формировалось контрактное войско. Местных жителей, которые до того назывались северянами, брали в пешие подразделения. Назвали их севрюками.

Интересно, откуда были подчерпнуты эти сведения?

Отредактировано Сяўрук (2008-10-13 16:17:11)

0

12

Пост-севрюки -- "украинцы".  Но не в смысле -- "малороссияне", а в качестве обитателей "украины", граничащей с ВКЛ (а затем и с Короной Польской).

            А. В.

0

13

Вот еще более неординарные :D  сведения от Машкина об этих же местах (в контексте булгарского и тюркского топонимического наследия в Комарицкой волости):

Топонимы имеют практически все тюрское происхождение. Связано с периодом, когда хан Аспарух повёл булгар из бассейна реки Ай в бассейн реки Дун (Дунай). Караимы появились в результате раскола в иудейской церкви 700 лет д.н.э.(прахристине). Последователи пророка Иссии ушли на север, на территорию сегодняшних Брянской, Калужской и Курской области, а также на Украину. На иврите кар - холодный, кара холодная. Караимы в переводе с иврита - северяне. В украинском языке множнество слов из иврита тех времен, например, жулик - сокол и т.д.
Когда перед Киевом возникла проблема выбора религии, то не последнюю роль сдесь сыграл исторический опыт тех первых раскольников. Ведь недаром же Андрей Первозванный дошёл до Киева. Дорога была уже известна.

P.S. от себя: а "сокол" по-украински вовсе не  "жулик", а "шулик"...

Отредактировано Сяўрук (2008-10-15 10:41:49)

0

14

У Трубачёва и Стрижака там нет тюркской гидронимии (она гораздо южнее).  Маловероятная тюркская микротопонимия связана ну разве что с былями (протоболгарами) и коуями (огузами).

          А. В.

0

15

Не подскажете - кто это (Трубачев и Стрижак)?

0

16

О. Н. Трубачёв  "Название рек Правобережной Украины". -- М., 1968.
    Вопреки названию, в книге дан более широкий географический обзор. Среди соавторов наиболее значителен А. С. Стрижак.

                А. В.

0

17

Судьба домонгольского города.

В книге «Большому Чертежу», изданной в 1950 году под редакцией К. Н. Сербиной, на 105 странице есть примечание: «...а ниже Усожи на Свапе деревня Брысина от Курска 60 верст, а от Рыльска 60 верст...» Ранее уже говорилось об огромном числе топонимов в земле северян, имеющих болгарское происхождение. Считается установленным, что северяне пришли в Подесенье и Посемье из Болгарии в конце VII — начале VIII веков. Жившее здесь население тюркского происхождения (наиболее вероятно, что это были черные булгары), смешавшись с северянами, приняло их язык.

Северяне принесли с собой болгарскую культуру, язык. Они оставили после себя роменскую археологическую культуру, аналогичную той, что в последние годы обнаружена в Придунавье и в Болгарии. Болгарское происхождение имеет и слово «брыс», означающее «точильный камень». Только в болгарском языке применяется к этому предмету слово «брыс», на всех других славянских языках, в том числе и на русском, точильный камень определяется словом «брус».

Что же это за деревня Брысина, находящаяся на одинаковом расстоянии от Курска и Рыльска и расположенная на Свапе? Этому месту в точности соответствует современный город Дмитриев, а точнее, Старый город Дмитриев (по крайней мере так он называется в списке населенных мест Курской губернии 1862 года).

Городище «Старый Город» расположено на правом берегу реки Свапы, делающей у городища крутой поворот влево. С севера и юга городище ограничено глубокими оврагами, один из которых (северный) называется Меловецким. От коренного берега городище отделено глубоким рвом, уже значительно засыпавшимся. С этой же стороны на городище сохранился земляной вал. Площадь городища 1,5 — 2,0 га. Длина по окружности более 550 метров. В центральной части площади городища имеется понижение, ведущее в потайной подземный ход, к настоящему времени засыпавшийся. Внизу, у русла реки, видны остатки этого хода. Это обсыпавшееся углубление. Среди кусков глины видны остатки обгоревших деревьев и угля. Местные жители подземный ход называют «потайником». Они утверждают, что по подземному ходу можно было выйти из городища в противоположную от реки сторону за несколько сот метров от него, к западу, где когда-то был лес. В настоящее время на территории городища размещается старогородское кладбище. При копке могил с глубины 70 — 80 см встречаются обломки керамики, предметы домашней утвари и скопление человеческих костей.

С территории городища открывается прекрасный вид на левобережную долину Свапы. Опытный наблюдатель отсюда может увидеть передвижение людей, конницы за несколько километров. Именно сюда шло ответвление дороги с Бакаева шляха в Севок, на Свиную дорогу — Старогородское городище — наиболее удобное место для размещения древнерусской крепости. Крепость имела прекрасную собственную защиту в виде оврагов с крутыми склонами и обрывистым берегом реки Свапы. Искусственные сооружения в виде валов и деревянных клетей, заполненных изнутри землей, а также рва, отделяющего городище от коренного берега, были надежной защитой от неожиданного нападения неприятеля. Старогородское городище было обследовано и описано курским археологом Юрием Александровичем Александровым-Липкингом в начале 60-х годов текущего столетия. Юрий Александрович говорит, что из «живых» домонгольских городов в Курской области, кроме самого Курска, находятся Рыльск, Льгов и Дмитриев. Находился город Дмитриев километра на два с половиной ниже современного города Дмитриева. (В настоящее время городище находится на южной окраине Дмитриева). Сейчас здесь находится село Старый Город, расположенное, как любят говорить местные жители, «на пяти холмах». На одном из этих холмов, у самого обрыва крутого и высокого берега реки Свапы, находится мощное городище, к сожалению, очень испорченное современным кладбищем. Это и есть остатки древней крепости, или детинца. Разведки показали, что городище было заселено еще в скифское время. Жизнь на городище существовала до монгольского нашествия, которое, как известно, продолжалось с 1237 по 1240 год.

0

18

1) Северяне не приходили в Подесенье и Посемье из Болгарии в конце VII — начале VIII веков. Эта мифологема (1970 -- 80-х гг.) уже отброшена.
        Часть северян пришла (примерно из левобережья Средней и Верхней Десны) в Добруджу во 2-й пол. 6 в. Из этого же примерно района на руб. 8-9 вв. северяне (ранняя Роменская культура) захватили (не без поддержки росов) территорию Волынцевской культуры, ассимилировав остатки нсителей последней (т. н. "словен андалузийско-хазарской переписки").
    2) "чёрные болгары" -- носители степного варианта Салтовской культуры. Сев. аланы -- носители лесостепного варианта Салтовской культуры.
    3) "были"-протоболгары -- беженцы от печенегов, а затем и половцев.
    4) ранняя Роменская культура (кон. 7 -- 8 вв.) сложилась на базе одного из вариантов Колочинской культуры (кон. 4 -- 7 вв.).
     4а) Элементы Колочинской и Пеньковской культур и были привнесены на Балканы группой наидревнейших северян (и других антов) на Балканы.

            А. В.

          А. В.

0

19

А кто был носителями Именьковской культуры?

Неужели славяне? :
"Именьковская культура - протославянская археологическая культура раннего средневековья IV-VII веков, расположенная на территории среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область). Генетически связана с черняховской культурой.[1] Уничтожена древними булгарами. Часть именьковцев мигрировала на запад, где положила начало волынцевской культуре" http://ru.wikipedia.org/wiki/Именьковская_культура

0

20

У кого есть наипозднейшая научная характеристика именьковской культуры ?

    По одним сведениям -- это кон. 1 -- сер. 8 в.  Переселенцы из региона поздне-зарубинецкой культуры.
    По другим -- IV-VII века.  Но я точно знаю, что это не черняховцы. Либо -- поздне-зарубинцы, либо -- пшеворо-зарубинцы.
    Если она уничтожена древними булгарами, то это могло иметь место лишь в кон. 1-й пол. 8 в. (после-мервановы годы).
      Язык ?
   Если у них вост. наречие позднепраславянского (как и у современников киевской (её правильнее было назвать брянско-киевской !) культуры, то есть ли там (на левобережье Среднего Поволжья) ранне-восточнославянская или поздне-праславянская гидронимия ?
    Если таковой нет, то вероятна любопытная дифференциация поздне-зарубинцев (двуязячного скифо-позднепраславянского этноса) :  у "кивцев" во 2 -- 4 вв. восточное наречие поздне-праславянского вытесняет иранский ;  у именьковцев вероятно наоборот -- позднескифский вытесняет славянский (тем паче, что иранской топонимии на левобережье Среднего Поволжья хватает).
     Но это лишь в том случае, если на левобережье Среднего Поволжья не окажется ранне-восточнославянской или поздне-праславянской гидронимии.  Я пока этого не знаю !
    2) Очень сомневаюсь в участии именьковцев в формировании волынцевской культуре.

           А. В.

0

21

Заслуживают отдельного внимания некоторые объектные особенности при описи угодий при межевании уездов между Рыльским уездом и Комарицкой волостью (Севского уезда), в которых присутствуют такие не совсем понятные атрибуты, как "севрючья хата", "севрючья изба". К примеру (выписка из адаптированного варианта грамоты 1622 года (в редакции дмитриевского краеведа А. Шаталова):

В Рыльском уезде в Сницкой волости есть старая вотчина Никольского монастыря, находящееся на реке на Свапе - сельцо Дмитриевское, а в нем церковь во имя страстотерпца Христова Дмитрия, к нему прилегает починок Прудища (в последующий источниках он называется Фокина на прудище), да деревня Крупец. Здесь было налажено бортничество (соби­рание меда). Также монастырю принадлежали земли от Комарицкой избы за Свапу прямо ложком на дубраву, на лесок, на вязки. А от вязка на Сеньчей лесок, от Сенчеева леска на Раздоры на ложок, вверх ложком на лесок на Кукары да на лесок на Дебрицы. И вниз по Дебрицам и по лугу к малой речке Харасейке. По Харасейке вверх по болото по Мочалище и вверх Мочалищами по березов лог и по лесокорь на лозу и от лозы на нижней конец взрытого лесу и по взрытому логу на колодезь на Крупец и вниз колодезем Крупцом по реку по Свапу и по верхнее устье по речку по Кривушу. По речкам Кривуше и Свапе велась рыбная ловля и ловля бобров. До Комарецкой севрючьей избы и за рекою за Свапою располагался хоромный лес, напротив дровяной.

0

22

abakumov написал(а):

Находясь на украинском пограничье, комаринцы (наряду с курянами) одна из 2-х наиболее ярко выраженных великорусских архетипов (москали среди москалей).

Архетипов в каком смысле?

0

23

Так жители Суземского, Севского и Комарицкого района Брянской области до сих пор называют себя севрюками?
Или может жители каих-то других районов или областей ныне называют их севрюками?

0

24

Снимаю свои подозрения о супер-русскости комаринцев. Они -- просто русские. "Супер-русаками" остаются куряне.

                    А. В.

0

25

1) А в чём именно суперрусскость курян?

2) Могли бы Вы ответить на мой вопрос о том, какие группы населения НЫНЕ сами себя называют "севрюк" или называются так жителями других территорий?

0

26

1) В повышенном ухарстве, ретивости, специфической энергетике.

   2) Похоже, что уже никто и никого.
Употребляется на Украине дубль-эпитет "сиверко", но он вероятно не связан с "севрюками".

          А. В.

0

27

Сиверко, сивер - вроде как на Псковщине означает какой-то тип ветра.

0

28

СИВЕР - м. север, особ. в знач. северный ветер; сивер дует, сиверы пошли. сивер да полуночник потянет, шубу с кафтаном в одно место стянет. | сиверы мн. вост. сиб. северные склоны гор; южные зовут увалами. сивера м. ряз. сиверка твер. сиверца тул. холодная и мокрая погода, при северном ветре; |

На Кубани, среди украиноязычных казаков бытует и фамилия, образованная от этого же корня - Сиверс.

Отредактировано Сяўрук (2008-11-29 19:56:44)

0

29

сТРАННОЕ окончание в слове "сиверс". Не очень смахивает на славянские концовки слов.

А вроде украинцы Стародубщины или Трубчевщины называли(ют?) себя севрюками, чтобы отличить себя от старообрядцев?
Или я что-то напутал?

Отредактировано Alexy (2008-11-30 18:34:57)

0

30

1) Насчёт нынешних севрюков ?  Не исключено !
2) "Сиверсы" -- не уверен.

           А. В.

0