Кроме карел и тудовлян (ржевских "белорусов") есть в Тверской губернии еще один загадочный "этнос" - теблешане. Кто они, когда и откуда появились в этих краях - неизвестно.
"...Бежецкие торговцы, ездившие к теблешанам на ярмарки, называли их индейцами, картаусами. Сама наружность теблешан представляет образец смешного и жалкого уродства. Низенький рост, сухопарость, кривые ноги. Он ходит под углом 80 градусов, разваливаясь на ту и другую сторону, как беременная баба. У теблешанина - маковка стриженная, волосы вечно всклокочены и вечно торчат дыбом. У него кафтан или полушубок выше колена, шапка - археологическая редкость, ибо ни одной теблешской шапке менее 70-ти лет нельзя считать от роду. К лаптям у него привязываются черные оборы, сажени в две длиною, и этими оборами опутывается у него нога до колена. Таким-то франтом он щеголяет лето и зиму, праздники и будни без различия. У теблешских женщин сарафаны имеют также характер короткости, как и у мужчин кафтан; впрочем, эти сарафаны можно назвать только подобием сарафанов покрой у них другой. Теблешанки уродливы, неопрятны, отвратительно грязны. Бежичане за это их называют - зачупайками. Бежичанин отвергает одинаковость своего происхождения с теблешанами.
Как только начнут теблешане съезжаться в город на торговый день, из лавок все высыпают, хохочут и смотрят на них, как на невиданную диковинку. Теблешане приезжают в город и ходят в нем всегда табунами (как выражаются бежичане). У купцов примета: если в торговый день теблешане приедут в город, то значит, народу будет много. Теблешане обыкновенно приезжают целой волостью. Они ничему не удивляются, ни на что не засмотрятся, подобно другим крестьянам, которые любят заглядеться и на серебряные главы церквей, и на красивый какой-нибудь дом, и на богатый наряд горожанки. Ходит теблешанин прямо, не оглядываясь по сторонам, и, кажется, никогда не поднимает глаз к небу. У него приметно отсутствие разборчивости; стоит увидеть ему вдали предмет, и он идет к нему, не разбирая пути. Если кто ударит одного теблешанина, то за него тотчас вступается вся его собратья, все равно, прав он или виноват.
Говорят теблешане по-русски, но в устах их остается одна материя языка, без жизни и характера. Словарь у них очень ограничен, способ соединения слов - лаконичный. Вот образчик: "Поши, поши в Божий дом, отбалабонили!" По-нашему это значит: "Иди скорее в церковь, уже отзвонили!" Или другой пример; хозяин, приходя домой, говорит жене: "Молодая! Уделалась ли? Щи на стол". Это значит: "Жена! Все ли готово? Давай обедать". Эти слова он произносит так, что вы ни за что не поймете, что он говорит, потому что от каждого слова слышны только окончания, и то по быстроте, с какою он говорит, сливается в один неясный звук. Интонация у теблешан чижиная: как чиж тиликает, тиликает и, наконец, протянет.
В быту семейном у него - чернота, неопрятство и отсутствие всякого поползновения к улучшению своего состояния. Если в каком доме есть квас, то это еще благодать большая; обед у него круглый год состоит из пустых щей.
Отношения между мужчиной и женщиной у теблешан довольно странны: так, например, парни не смеют подойти к тому кружку, где собираются девки, а между тем нарушение супружеских обязанностей не считается у них за грех, разврат здесь царствует во всей силе.
У теблешан пока старшая сестра не вышла замуж, следующая за ней стрижет себе маковку в знак того, что она еще не невеста. При всяком несчастном случае, при похоронах кого-нибудь и прочих, все усопшему родственные женщины распускают и растрепывают волосы.
Теблешская женщина вовсе не знает стыда: при ком бы то ни было, при знакомом и незнакомом, она не посовестится раздеться донага, когда это ей будет нужно".
Интерес к теблешанам, их культуре сохранился и в советской науке. Первое подлинно научное исследование о теблешанах было опубликовано этнографом С. А. Ереминым в 1926 - 1927 гг. Автор ставил своей целью охарактеризовать теблешан "со стороны быта, языка и некоторых проявлений духовного творчества с тем, чтобы… если не окончательно разрешить, то, по крайней мере, подойти поближе к выяснению этой действительно достойной внимания этнической единицы Бежецкого уезда…".
На основании изучения сведений о местности, отдельных черт быта теблешан, их языка и устного народного творчества С.А. Еремин пришел к выводу, что это, несомненно, русское население, однако его особенности дают противоречивую картину происхождения теблешан. Он не отрицал возможных остатков здесь "древнейших поселений "Владимирских" кривичей, но более склонялся к тому, что "теблешане не исконные поселенцы, а пришли сюда много позднее…".
Статья полностью: http://tebleshi.narod.ru/history_kingdom.html
Отредактировано Сяўрук (2008-06-21 01:06:59)