Тудовляне - "белорусы" Ржевского уезда Тверской губернии?
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22008-04-26 12:33:33
Вот интересный материал из книги Ю.М. Смиернова "В стране тудовлян":
Происхождение тудовлян до сих пор не выяснено. Одни исследователи полагают, что тудовляне - потомки переселенных под Ржев белорусов, вторые выводят от русского населения, ассимилированного литовцами в период нахождения этих земель в составе Великого княжества Литовского; третьи - восточнославянский реликт от племени кривичей...
В XIV веке в этом районе Волги стоял один из литовских городов-форпостов - Тудин...
Обычаи тудовлян наиболее ярко выражались в свадебных ритуалах. Главная часть встречи жениха и невесты начиналась в доме жениха. Дружка сажал жениха перед поездкой за невестой в переднем углу на шубу. Из шубы кнутом предварительно выколачивались злые духи. Роль дружки часто поручалась для полных гарантий колдуну. В избе невесты у печного столба пелась столбовая песня – обращение к богам и добрым духам. Как жертва покровителю дома Роду, к порогу бросался пшеничный пирог – курник. На курнике была изображена голова петуха. Петух считался опасным для злых духов.
Иногда жениха усаживали на шубу, разостланную прямо на деже (квашне). Этот обряд назывался посад. Подруги невесты, боярки – пели невесте песню с упреком, что она их покинула, обманула – сделала обман, облыгу. Колдуна на свадьбе уважали, ведь колдун мог при недовольстве обратить свадебный поезд в волков. Находились люди, которые видели такие случаи собственными глазами. Вера в людей-волков была развита в Белоруссии и Польше с языческих времен и до начала ХХ века. По рассказам белорусских крестьян, охотники иногда находили под волчьей шкурой остатки одежды или даже скрипку. Считалось, что недовольный чем-то колдун мог превратить в волков и музыкантов на свадьбе или скоморохов. Но были случаи реального психоза и даже массового – безумцы бегали на четвереньках, рычали, выли и кусали встречных. Думали, что в них вселилась нечистая сила, и зачастую несчастных сжигали.
Молодых в начале свадьбы благословляли песней: «Босла, Босла, боженька, баслави-ка, боженька. Ты святой Кузьма-Демьян, приходи на свадьбу к нам». Этнографы считали, что Босла – имя особого божества у тудовлян. Возможно, что это всего лишь сокращение от слов «Бога славим» или «Благослови, Боже».
В деревне Моторино (Ванино), находящейся на речке Дубенке близ Молодого Туда, ритуал знакомства жениха с невестой перед венчанием называли – зглядины, а шутка невестиного отца при крике «Горько!» во время свадьбы звучала так: «Ваш день сегодня, над вами и уродують». При встрече жениха пелась величальная песня с припевом «Елка, ялошечка».
Свадьба в селе Молодой Туд в середине XIX века описана в «Тверских губернских ведомостях». При сговоре встречаются отцы жениха и невесты. Отец жениха говорит:
У мяня йось парень
А ву тсибя дзевка
Давай зватсьбу ладзить
При этом отцу невесты вручается вино и пирог. Беседа продолжается:
Ну, сват, тсяни стол на кут,
А ву мяня горелка и пирог тут.
Давай, мы зваю сватсьбу скряпим.
Ну-ка, сватушка любезной,
Прошу водки моей кушатсь,
Да моих ряцов добрых слушатсь
Тут собиралась родня. Невесте подносят стаканчик, на дне которого налита водка и лежат серебряные деньги. Невеста выпивает и принимает подарок. А будущему свекру она дарит три платка или полотенца, обшитые кумачем.
Вечером перед свадьбой собираются родные и знакомые и назначают дружку.
К дружке обращается отец жениха:
Я тябе даю ядного,
А ты приведзи пару.
На это дружка заявляет:
Ни ядного, ни пару,
А я привяду тебе дваих, троих, цатверых.
Отец возражает:
Ня надобить цатверых,
Надобить пару –
Ани сами наживутся.
Дружка
Ладно, привяду тебе пару,
Таперь дайте водки.
И начинается общее угощение, в котором будущие молодые не участвуют. Дружка с этого момента опекает молодых до окончания торжества.
У тудовлян почитались Кузьма и Демьян – покровители кузнечного дела. Иногда при торжествах вместо них песней приглашали Луку и Лучицу. В некоторых случаях у тудовлян упомянуты и такие святые: Андроний, Хванасий, Уласий, Микита.