Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Горюны

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Горюны

Опубликовано:

ГОРЮНЫ: история, язык, культура. Материалы международной научной конференции (Институт языкознания РАН, 13 февраля 2004 г.)

Сумы, 2005.







Климчук Ф.Д. (г. Минск)

К этноязыковой истории Днепровского Левобережья (в связи с проблемой этногенеза горюнов) –0,50 арк.

         Нынешняя конференция посвящена этнографической группе или субэтносу – горюнам. Организаторы конференции насчитывают 6 деревень, в которых горюны проживают. Белорусский исследователь И.В.Каращенко насчитывает 9 деревень. Разница, пожалуй, в следующем. Организаторы конференции, может быть, не включили деревень Старые и Новые Вирки и Калищи, которые отметил И.В.Каращенко. Старые и Новые Вирки входят в состав Белопольского района, а не Путивльского. Калищи же официально не существуют, а считаются частью другого населенного пункта.

         Итак, всего 6 или 9 деревень. Но горюны постоянно заявляли и заявляют о себе. Свидетелем этого является хотя бы нынешняя конференция. И не только. Такое малое количество представителей данного субэтноса и не растворились среди окружающего населения. Объяснять это наличием лесного окружения явно недостаточно. Больших лесных массивов в Путивльском районе не так уж много, если сравнить этот регион, например, со средним Надприпятьем. Как правило, такое сохранение этноса часто объясняется в первую очередь наличием у него в прошлом так называемых “золотых веков”. Эти “золотые века” исследователям желательно попытаться найти.

         Горюны характеризуются значительной спецификой. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт. Если спросить человека, побывавшего в Путивльском районе, какие национальности его населяют, он непременно ответит: три национальности – русские, украинцы и горюны.

         В письменных памятниках не сохранилось указаний, кто является предками горюнов. Единственно кажется несомненным, что они живут здесь очень давно. Жили они на Путивльщине еще во времена Великого княжества Литовского, а может быть и до этого. 

         А каков нынешний статус горюнов? Официально всё просто, а фактически не всё так. Как уже отмечалось выше, на неофициальном уровне горюны стоят в одном ряду с русскими и украинцами.

         Много нерешенных вопросов, связанных с горюнами. И они далеки от окончательного разрешения. Но постановка таких вопросов необходима. Да и частичное разрешение их реально.

         Рассмотрение проблем, связанных с горюнами, следует вести в таких направлениях.

         1. Сами горюны – их язык, культура, менталитет, зафиксированные факты истории.

         2. Аналогии с другими подобными субэтносами, например, тороканцами и городенцами в Брестской области, автюками в Гомельской области, различными другими славянскими и неславянскими этническими общностями.

         3. Их окружение.

         4. Горюны и их окружение в пространстве и времени.

         Окружение горюнов – это различные группы украинцев, русских, белорусов. Территорию этого окружения следует понимать в узком и широком плане. Узкий план – это Путивльский район. Широкий план – это Днепровское Левобережье. Нас будет интересовать не всё левобережье Днепра, а бассейн Десны и сопредельные регионы. Это зона лесостепи и леса.

         В средневековье указанную территорию заселяли северяне. Их наименование в более поздние времена – севрюки. Ученых удивляет следующий момент: почему северяне вошли в состав не какого-нибудь одного, а в состав всех трех восточнославянских этносов. На наш взгляд, объясняется это довольно просто.

         Даже теперь мы можем найти прямых потомков древлян, дреговичей, радимичей, кривичей, вятичей, словен новгородских. В местах их проживания со времен Киевской Руси фактически не было смены населения. Иное дело, например, уличи. Это племя сыграло немалую роль в формировании украинского этноса. Но со своей первоначальной территории на пограничье лесостепи и степи они были вытеснены и переселились в более северные и северо-западные районы..

          История пограничья лесостепи о степи в Поднепровье имеет свою специфику. В прошлом это граница между земледельческим населением и кочевым миром. В благоприятные времена лесостепь плотно заселялась земледельцами. Местность удобная для жизни земледельцев: плодородные почвы, наличие лесов. Но через какое-то время земледельцы вытеснялись кочевниками. Они переселялись в лесные области. Там они смешивались с коренным населением. Проходило определенное время, ситуация в лесостепи менялась и лесостепь снова заселялась земледельцами. Но это уже были не прямые потомки прежнего

лесостепного населения, которое раньше отсюда ушло. Это были потомки этого населения, но  в его смешении с населением лесных областей.  Такие перипетии в течение веков и тысячелетий повторялись неоднократно.

         Каковы же судьбы отдельных групп северян?

Наибольше претендентов на непосредственных потомков северян у населения средней и северной полосы Черниговщины и северной части Сумщины (кроме северных окраин). Эта территория наименее опустошалась. Там, по линии Чернигов – Глухов,  распространены наиболее типичные восточнополесские украинские говоры. Однако необходимо учесть и следующее. Черниговщина рано вошла в состав Киевской Руси и с тех пор испытывала влияние Киевщины. Во-вторых, неизбежен и в эту зону прилив населения их Днепровского Правобережья. Поэтому о говорах области по линии Чернигов – Глухов можно сказать, что в них, скорее всего, сравнительно с другими диалектными единицами наиболее отразился северянский компонент.

Кстати, исследованные украинские говоры Путивльского района (Скуносово, Мануховка, Пруды) относятся к указанным наиболее типичным восточнополесским говорам.

Территория нынешних южной Черниговщины и северной Полтавщины была сильно опустошена. Позже она дозаселялась и заселялась как потомками северян, так и потомками племен Днепровского Правобережья. Потомки северян чаще оказывались в меньшинстве. Это, кажется, в значительной мере отразилось на современной диалектной ситуации этой зоны. На указанной территории распространены восточнополесские и юго-восточные украинские говоры. Как показывает “Атлас української мови”, т. 1 и другие работы, во-первых, нет четкой границы между первыми и вторыми, а во-вторых, говоры переходные между типичными восточнополесскими украинскими и типичными юго-восточными украинскими превышает территорию типичных восточнополесских украинских говоров (по линии Чернигов–Глухов). Все это свидетельствует о том, что северянский этнический компонент был довольно значителен среди потомков жителей южной Черниговщины и северной Полтавщины.

Севрюки принимали участие в заселении Слобожанщины, но заселяли этот регион преимущественно представители иных этнических единиц.

Северянской была Курская земля, впоследствии сильно опустошенная. При ее дозаселении преобладали выходцы из бассейна верхней Оки. Однако, ранее, скорее всего, на верхнюю Оку имел место прилив северянского населения, земли которого опустошались. Но здесь победил южновеликорусский компонент. Скорее всего, имело место поселение отдельных групп севрюков на Курщине и в период ее заселения и дозаселения.

Когда опустошались южные и юго-восточные части Северянской земли, многие ее жители уходили на север, причем, не только в украинские и русские, но и в белорусские земли. Об этом, в частности, свидетельствует название сел Севруки в Беларуси: в Барановичском районе Брестской области,  Браславском районе Витебской области, Гомельском районе Гомельской области, Вороновском районе Гродненской области, поселок Севруковский в Наровлянском районе Гомельской области.

Кстати, в Беларуси есть села с наименованием Гаруны (в Городокском районе Витебской области и Дзержинском районе Минской области). Это дает основание высказать предположение, что нынешние горюны являются осколком какого-то восточнославянского племени, не зафиксированного “Повестью временных лет”.

В Беларуси зафиксированы следующие фамилии, имеющие непосредственное отношение к нашей теме.

І. а) Гарунович: Шкловский район Могилёвской области, Воложинский и Минский районы Минской области; б) Гарунов: Пинский район Брестской области, Витебский, Лёзненский и Полоцкий районы Витебской области, Буда-Кошелевский, Петриковский и Хойникский районы Гомельской области, Лидский район Гродненской области, Быховский, Осиповичский и Чаусский районы Могилевской области, Молодечненский район Минской области; в) Гарунь: Борисовский район Минской области. Псевдоним одного известного белорусского писателя – Алесь Гарун (фамилия – Прушинский; 1887–1920).

ІІ. а) Сяврук: Барановичский, Ганцевичский, Ивацевичский, Лунинецкий районы Брестской области, Браславский и Докшицкий районы Витебской области, Житковичский, Калинковичский и Петриковский районы Гомельской области, г. Гродно, Вороновский, Дятловский, Зельвенский, Сморгонский районы Гродненской области, Воложинский, Столбцовский, Узденский районы Минской области, Кировский и Осиповичский районы Могилёвской области; б) Сяврис: Островецкий район Гродненской области; в) Сявругин: Брестский район Брестской области, Полоцкий район Витебской области; г) Севрук: Барановичский и Ганцевичский районы Брестской области, Мозырский район Гомельской области, Вороновский и Скидельский районы Гродненской области, Борисовский, Любанский, Несвижский, Солигорский, Слуцкий, Узденский, Червенский районы Минской области, Бобруйский и Глусский районы Могилевской области; д) Севрукевич: Хотимский район Могилевской области; е) Севруков: Городокский, Полоцкий, Россонский, Чашникский районы Витебской области, Светлогорский район Гомельской области, Быховский, Костюковичский и Осиповичский районы Могилевской области; ё) Севрик: Борисовский район Минской области; ж) Сявро: Ошмянский район Гродненской области; з) Сявров; Славгородский район Могилевской области.   

Обратим еще внимание на говоры донских казаков. Донские казаки делились на низовых (жили в низовьях Дона) и верховых (жили по среднему течению Дона и на его притоках). Говоры верховых казаков относятся к восточной (рязанско-воронежской) группе говоров  южновеликорусского наречия. Эта диалектная группа образует один ареал. Говоры низовых казаков относятся к южной (курско-орловской) группе того же наречия. Территория распространения говоров этой группы образует два разорванные ареала: 1) Орловщина и Курщина, которые соседствуют с Полесьем, 2) низовья Дона с сопредельными территориями. Эти два ареала разорваны зоной распространения говоров восточной (рязанско-воронежской) группы южновеликорусского наречия.

Рассмотренная конфигурация ареалов различных групп южновеликорусского наречия дает основание высказать следующие предположения. Низовое донское казачество вероятно подпитывалось выходцами из Курщины – Орловщины. Это как будто свидетельствует о давних значительных миграциях из Орловской и Курской земель в низовья Дона.  Иначе как объяснить тот факт, что говоры низовых донских казаков и  говоры Орловщины и Курщины образует единую диалектную группу. Позже благодаря миграциям из Рязанской земли и сопредельных территорий в Воронежский край ранее единый орловско-курско-нижнедонской ареал был разорван ареалом рязанско-воронежских говоров. Все вместе свидетельствует о довольно ранних значительных миграционных потоках из областей, сопредельных с восточным Полесьем на юго-восток.

Кстати, русские говоры Путивльского района относятся к курско-орловской диалектной группе.

Рассматривая историю заселения Днепровского Левобережья, нельзя не коснуться Святогорского монастыря в нынешней Донецкой области Украины. Как известно, Слобожанщина (нынешняя Харьковская область и сопредельные территории, в их числе север нынешней Донецкой области) заселялась в основном в середине и второй половине ХVII века. Город Цареборисов на территории нынешней Харьковщины основан в самом начале ХVII в., но просуществовал всего несколько лет. Между тем, Святогорский монастырь впервые упоминается в 1624 г., задолго до массового заселения Слобожанщины. Тогда же упоминается святогорский лист, это листья кустарника сумах.  Еще ранее, в 1547 г., впервые в русских документах упоминается местность Святые Горы (район монастыря на Донце). Еще ранее упоминает Святогорск австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, совершивший путешествие по России в 1516–1526 гг. Все эти упоминания свидетельствуют об очень раннем возникновении Святогорского монастыря в глубине донецких степей.

И Путивльский край, и Святогорье вошли в состав Московской Руси около 1500 г. До этого они входили в состав Великого княжества Литовского.  В составе Великого княжества Литовского Путивль являлся центром удельного княжества, затем центром повета (уезда). Естественно предполагать, что в Путивльской земле существовал не только г. Путивль, но и сельские населенные пункты. А в этих сельских населенных пунктах или в части их, скорее, всего, жили горюны или их предки. Ведь первые упоминания о горюнских сёлах на Путивльщине относятся к ХVI в., т.е. они упомянуты через сравнительно непродолжительное время после того, как этот край вошел в состав Московской Руси. В Путивльском крае после 1500 г. поселились русские однодворцы, а горюны – более ранние поселенцы в этом регионе.

Замечу, что одно из основных отличий горюнского говора от соседних восточнополесских украинских и русских говоров – это наличие в нем белорусского компонента.

Говоря о Великом княжестве Литовском, необходимо коснуться языковой ситуации в этом государстве. Как известно, первые письменные памятники на литовском языке появились в ХVI в. В это время Путивльский край уже входил в состав России. В Великом княжестве Литовском языком делопроизводства в то время и наиболее престижным языком среди княжеского двора и элиты был белорусский язык. В Путивле, как городе пограничном, скорее всего, находился гарнизон великих литовских князей, в котором звучал и белорусский язык. Этот язык не мог не оказывать влияния на соседние сельский говоры. После включения Путивльского края в состав Московской Руси в городе Путивле стал преобладающим русский язык. Не только выходцы из других регионов на нем говорили, но и местные старожилы переходили на русский язык. А вот в сёлах (по крайней мере, в их части) могла сохраниться прежняя ситуация.

Сравним ситуацию в Вильнюсе и его окрестностях. В настоящее время в том городе преобладают литовцы. До 1939 г. в этом городе наиболее многочисленным было польскоязычное население. Это не удивительно, ведь с конца ХVII в. официальным языком в Великом княжестве Литовском был польский язык. Казалось бы, что за несколько столетий польский язык утвердится и в сёлах Виленщины. Он действительно утвердился, но лишь частично. В этом регионе даже к северо-западу от Вильнюса, наряду с польской, в 1970-е годы продолжала бытовать белорусская речь, частично сохранились и традиционные литовские говоры. В то время как белорусский язык не являлся официальным языком Великого княжества Литовского с конца ХVII в.  Белорусским компонентом могли подпитываться говоры горюнов также посредством контактов с различными этническими восточнославянскими группами, населяющими бассейн Десны.

Приведем еще некоторые факты.

Для древнерусского книжного языка была характерна полумягкость переднеязычных согласных перед гласными *е, *и. В некоторых полесских говорах она сохранилась до настоящего времени.  В материалах архива «Атласу української мови», который (архив) хранится в Институте языковедения НАН Украины, зафиксирована эта особенность в говорах сел Мефодиевка Середино-Будского района Сумской области (№ 15) и Вовна Шосткинского района той же области (№ 17). Нельзя исключать, что подобная архаика в прошлом была характерна и для горюнского говора.

На конференции прозвучало сообщение, что многие особенности фольклора горюнов находят аналогии в фольклоре западной части Рыльского района Курской области. В связи с этих я вспоминаю один случай. Дело было в 1955 г. Ехал я поездом где-то на территории России. В наше купе сели двое молодых людей – парень и девушка. Говорили они между собой на родном говоре. Я спросил, откуда они и на каком говоре разговаривают? Ответ был таков: «Мы из Крупецкага района Курскай области, а гаварят в гораде – па гарадскому, а мы па-калхознаму». Насколько я помню, их говор весьма похож на горюнский.

Участник конференции Н.Татаринов сообщил мне, что русскому говору села Юрьево Путивльского района характерны словоформы типа бик ‘бык’, миш ‘мыш’. Так это же полесская черта. Узкой полосой, часто прерываясь, тянется она до западной границы Беларуси. Это наводит на мысль, что говоры однодворцев в Путивльском районе испытали определенное полесское влияние, Скорее всего однодворцы ассимилировали какие-то группы более ранних насельников Путивльщины.

Обычно этноним горюны связывают со словом горевать. Отсюда горюны – это ‘горемыки’. А вот в говорах Пинского района Брестской области слово гороваты имеет значение ‘трудиться, работать’. Вот собираются женщины на работу в колхоз сортировать картофель и говорит одна: Зарэ пійдымо гороваты. Если исходить из такой интерпретации значения слова, то горюны – это ‘трудяги’.

На конференции в докладе И.Т.Чернякова прозвучала информация о существовании точки зрения, выдвинутой М.Г.Халанским, согласно которой горюны являются потомками летописных горян. Замечу, что с лингвистической позиции такая мысль возражения не вызывает. Подобное находим в Брестско-Пинском Полесье, где бытует этноним гидуны´. Связывается он со средневековыми этнонимами готы, гетоны.

Некоторые итоги.

Горюны продолжают оставаться загадкой. Не исключено, что это преимущественно потомки одной из местных групп северян, которая в эпоху Великого княжества Литовского испытала влияние белорусской языковой стихии.   Не исключены и иные варианты. Может быть, это группа северянско-радимичского происхождения. А возможно потомки северянской группы, переселившиеся на северо-запад, а после, сохраняя историческую память, вернулись обратно.

Очень важно продолжение уже начатого серьезного изучения языка, фольклора, духовной культуры, менталитета этого этноса. Было бы замечательно, если бы был составлен более-менее полный диалектный словарь горюнского говора. На конференции был представлен небольшой словарик специфических горюнских слов, составленный Н.Татариновым. Есть смысл предложить автору продолжить начатую работу.

         7.05.2004 г.

0

2

Восточнополесский диалект -- понятие весьма условное. Это и собственно восточнополесский диалект, и задеснянский говор (приличнно отличный).  Но, похоже, не толбко эти 2.

        А. В.

0