Т.е. то что "На Дону старообрядцы были в основном мигрантами." не совсем верно?
А какое соотношение количеств старых казаков и (пост)Смутно-Временских было на Дону к моменту раскола? И к моменту восстания Булавина?
Форум аналитического проекта Александра Абакумова |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова » Обсуждение материалов проекта » География Старообрядческого движения
Т.е. то что "На Дону старообрядцы были в основном мигрантами." не совсем верно?
А какое соотношение количеств старых казаков и (пост)Смутно-Временских было на Дону к моменту раскола? И к моменту восстания Булавина?
Примерно половина всех верховенских. Или треть всех донцев.
А. В.
Спасибо!
Это к моменту Раскола или к моменту Булавина?
К моменту Раскола. К моменту Булавина -- 30, 33 и 37 -- процентов. Примерно, конечно.
А. В.
"30, 33 и 37 -- процентов" не уверен, что точно понял, что именно эти три процентажа обозначают?
Пополнение верховско-донского казачества из тогдашней России между 1660-ми и 1700-ми гг.
А. В.
Так в какой год какой из трех процентов?
В 1661-м -- 33%, а в 1708-м г. -- 37%. Пост-смутновремянских верховцев !
А. В.
А вам не известно происхождение слова "кержак"?
Так называют себя старообрядцы Сибири , Алтая и Урала.
С р. Керженца наверное?
Да !
А. В.
Те казаки, чьи предки пришли на Дон во время и после Смутного времени, были больше склонны к старой вере, чем "старые" верховские казаки. Но и последние тоже. Хотя скорее из-за традиционализма -- привычки
Так ведь донцы во время и после Смуты пополнялись отчасти и украинцами? Неужели и они и их сыновья тоже были больше сконны к Старой Вере, чем старожитные казаки?
вот на Тереке в момент раскола и местные казаки во многом не приняли никонианство
А разве казакам не приходилось полностью покидать Терек пару раз в 17 в и ещё раз кажется в 1708 г под давлением Кавказских горцев?
Или те же, кто покидал, потом и возвращались?
Но на верное на Тереке частота гибели казаков, не оставя потомства, была значительно чаще, чем на Дону? Или семьи терцев в 17 нач 18 в жили на Дону?
1) Среди верховцев украинский компонент (в отличие низовцев) -- незначителен.
2) Гребенские казакам не покидали полностью Терек ни в 17 в., ни в 1708 г. В последнем случае они под натиском Кайюб-хана Кубинского, вайнахов и дагестанцев отступили на левый берег Терека. Это нынче Среднее Надтеречье, где сейчас беспробудно нагличают пост-ичкерийцы. Казачество (как и др. великороссы и украинцы) ныне почти все оттуда вытеснены.
А. В.
Терские казаки были (частично) вытеснены оттуда ещё вовремена Гражд войны?
А окончательно в 1990-х?
Среди донцов-низовцев старообрядчество было мало распространено?
1) Терские казаки были (частично) вытеснены оттуда (и из Сунженской линии полностью) ещё во времена Гражданской войны.
Многие вернулись в 1944 -- 1957 гг.
В 1990-х гг. сунженцы были вытеснены окончательно, а средне-надтерцы -- в большинстве.
2) Среди донцов-низовцев старообрядчество как бы "задержалось", но постепенно в "рабочем порядке" сменилось никонианством. Верховцы же пополнялись убеждёнными старообрядцами.
А. В.
А почему убеждёнными старообрядцами не пополнялись низовцы?
Или они вообще никем в 17 в не пополнялись, а состояли из одних старожилов?
До раскола на Дону выходцы и сыновья выходцев с Украины практиковали троеперстие?
1) Почему убеждёнными старообрядцами не пополнялись низовцы?
1. Они в 17 в. мало кем пополнялись.
2) До раскола на Дону выходцы и сыновья выходцев с Украины практиковали троеперстие?
2. Не знаю.
А. В.
До раскола на Дону выходцы и сыновья выходцев с Украины практиковали троеперстие?
Да, где-то с конца 16 века точно. Патриарх Филарет, переиздавая богослужебный "Требник", указывал перекрещивать выходцев из Западной Руси, среди которых распространились новые обрядовые традиции (обливательное крещение и троеперстие). Во времена раскола многие деятели никоновской реформы происходили из малороссийских земель. И впоследствии старообрядцы-поповцы, принимая к себе 2-м чином священников-никониан, в первую очередь выясняли вопрос: не был ли кандидат рождён в малороссийских губерниях (а значит крещён обливательно) или рукоположен там (т.е. принял священный сан от архиерея, крещённого не троекратным погружением).
Хотя поселения, спасаясь от гонений, староверы основывали и на территории совр. Белоруси (Ветка) и Украины. Даже резиденция первого старообрядческого иерарха митрополита Амвросия находилась на Буковине (Белая Криница, румын. - Фонтанэ Альба).
На Северной Буковине.
А. В.
А правда ли, что где-то под Самбором есть село, из которого происходят сразу несколько кошевых атаманов Войска Запорожского (и возможно гетьманов?)?
Не слышал и не читал. По-видимому это местная супер-легенда. Галичанам свойственно гипер-мифологизированное сознание.
А. В.
Мне сказали, что Дорошенко как раз оттуда?
Из крупной старшины лишь И. Заруцкий и П. Конашевич-Сагайдачный.
А. В.
А откуда (откуда-то с Тернопольщины) именно Заруцкий?
Вроде из семьи мелких галицких бояров, занимавших какую-то незначительную должность в магистрате Тарнополя.
А. В.
Но Заруцкие коренные подоляне? Или пришельцы из Руского воеводства?
Из крайне-западного (галицкого) Подолья (вост. и центр. районы совр. Тернопольской обл.). Не из традицинно-западного (корятовичо-витовтового) Подолья (Проскуровщины).
А. В.
Галицкое тут надо понимать в понимании 19 в? Галиция - то, что к западу от Збруча?
1) Правда ли, что северо-великороссы (а может вместе с частью окающих среднеруссов) относились к большевикам вобщем хуже, чем южноруссы?
2) А как обстояли дела в Сибири? Казаки явно однозначно за белых, тамошние ссыльные поляки восновном тоже? А старожилы крестьянского сословия к власти Колчака относились плохо или лучше, чем новосёлы (которые восновном столыпинского разлива)?
3) Правда ли, что Воронежская губерния как-то особенно "тепло" относилась к красным (то ли из-за вражды с донскими казаками, то ли ещё и с тамбовсми воронежские враждовали?)?
Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова » Обсуждение материалов проекта » География Старообрядческого движения