Поздравляю всех с Днем Вознесения Господня!
Было ли население каких-то областей или городов России особенно склонно к старой вере?
Форум аналитического проекта Александра Абакумова |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова » Обсуждение материалов проекта » География Старообрядческого движения
Поздравляю всех с Днем Вознесения Господня!
Было ли население каких-то областей или городов России особенно склонно к старой вере?
Спасибо ! Поздравляю и Вас.
Северновеликорусские (без Сев. Псковщины и Новеородщины) регионы.
Примерно равномерно. Но ряд регионов (Поморье, Коми, Сев. Урал) из-за удалённости и разреженности населения явился пристанищем старообрядцев-мигрантов.
А. В.
"Северновеликорусские (без Сев. Псковщины и Новеородщины) регионы."
Не очень понял: без всей Новгородчины или только Северной?
На Дону старообрядцы были восновном мигрантами, или коренные донцы тоже сильно подались в раскол?
1) Без всей Новеородщины.
2) На Дону старообрядцы были в основном мигрантами. Но вот на Тереке в момент раскола и местные казаки во многом не приняли никонианство.
А. В.
Спасибо!
1) Т.е. Старообрядцы - это выходцы восновном из Поволжья (но не Поочья), русского Северо-Востока и ещё с Терека.
2) Олонецкие (эт ведь Новгородщина) старообрядцы - тоже восновном пришельцы из Поволжья?
3) Донские старообрядцы к 1700 г. как новички занимали более низкое социальное положение, чем донцы-никониане?
_-- __ _ _----
Отредактировано Alexy (2007-05-31 12:29:05)
1) Старообрядцы - это выходцы восновном из Поволжья (но не Поочья), русского Северо-Востока и ещё с Терека.
2) Я имел в виду Новгородскую область в современных границах.
3) Донские старообрядцы к 1700 г. как новички занимали более низкое социальное положение, чем донцы-никониане?
3. В различных городках и станицах по разному.
А. В.
Чувствовали ли волжские и более северные русские какое-то политическое или духовно-культурное единство, противопоставленное русским юга, юго-запада и подмосковья (а может и Новгорода).
Или склонность именно их к старообряству и вражда к лжедмитриям и тушинцам - просто совпадение?
Зафиксированы ли высказывания людей 16-17 вв. о таком противопоставлении этой части русского народа/дворянства другим?
Старообрядчество возникло в посл. трети 17 в. В Смутное Время его ещё не было.
А. В.
Я знаю.
Представляли ли они или их высшие слои политическое или духовно-культурное единство в конце 16-17 вв.
Нет.
А. В.
Т.е., что именно данные местности пошли в раскол - совпадение?
Нет. Пожалуй это предварительно свидетельствовало о большей предрасположенности к отрицанию "чужелатинства".
А. В.
Может то, что в Поволжьи было особо много купцов, повлияло?
И это тоже.
А. В.
1) Интересно, какое было соотношение к старообрядчеству в Вятке? По сравнению с В. Устюгом, Галичем, Ниж. Новгородом, Костромой, Ярославлем, Ростовом, Угличем и Тверью?
2) Интересно также, былины попали на Дон от первых югозападнорусских поселенцев или они были принесены волжскими старообрядцами позднее?
Отредактировано Alexy (2007-06-26 16:59:35)
1) Я информацией не владею, но мне кажется что сильнее. Как у носителей пост-ушкуйнического (времён Вятской Вольницы) менталитета. Там был сильнее "дух противоречия".
2) Очень трудно сказать !
Возможны 2 варианта :
1. Южновеликороссы утратили былинный эпос где-то до сер. 17 в. Донцы же (выделившиеся из южновеликороссов, в основном, раньше) этот эпос сохранили.
2. Южновеликороссы его утратили до 16 в. (или, по крайней мере, минимизировали да сказочно-фольклорных форм). Часть ушкуйников в кон. 15 -- нач. 16 вв. влилась в состав казачества. Тогда же они и привнесли былинный эпос казачеству.
А. В.
А что их подвигло перейти на Дон? Ведь речные нрабежи на Дону не очень возможны (некого грабить). Да и перебраться надо было посуху, или есть волоки в бассейн Дона?
А Информация О перемещении на Дон ушкуйников, из каких источников ? Или какие-то коссвенные данные?
Отредактировано Alexy (2007-07-02 16:25:34)
В современной Молдове и Румынии много старообрядческих (липованских) сел . Многие говорят по русски. Трудолюбивые,не пьющие,не курящие ( в целом конечно). Еще не отошли от патриархата в семье,но постепенно ассимилируются в Румынии.Там на это очень сильно направлеа политика государства.Еще пару поколений и станут румынами.Много смешаных браков . В Молдове пока еще сохраняют самобытность.
В Вилково и окрестностях липоване ещё более самобытны.
Но что любопытно ! Их религиозный центр оказался аж в Сев. Буковине (Белая Криница). Так что вилковским липованам-пилигримам приходится делать большой транспортный круг.
А. В.
Уважаемый Александр Васильевич!
Вы бы могли ответить на мое послед. сообщение?
1) А что их подвигло перейти на Дон? Ведь речные нрабежи на Дону не очень возможны (некого грабить). Да и перебраться надо было посуху, или есть волоки в бассейн Дона?
1. Взятие Волги под чёткий контроль правительством Ивана Грозного.
2. Ушкуйники просто бежали. Кто домой, а кто и не смог в ту сторону прорваться. Тогда одни пошли пешком на Медведицу, а другие на излучину Дона. Информация о перемещении на Дон ушкуйников по коссвенным данным (бытование у поморов прозвища "челдон"). Может где-то есть и письменные.
А. В.
ЧелДон - это человек с Дона? (смахивает на аббревиатуру советского периода)
Но гораздо старше.
А. В.
Информация о перемещении на Дон ушкуйников по коссвенным данным (бытование у поморов прозвища "челдон")
Это доказывает ведь обратное перемещение с Дона на Север.
Это возвращение с Дона !
Не все ушкуйники, которые отступили на Медведицу и Дон, прижились у казаков. Многие из них кружным путём попросачивались домой, на Север. Возможно также, что Никита Романов (Никита Романович Захарьин-Юрьев) во время своего правления (1584 -- 1586 гг.) разрешил "донским" пост-ушкуйникам вернуться домой по Волге.
А. В.
Булавин, Пугачев (о С. Разине не помню) біли старообрядцами.
Их предки біли из Поволжья?
C. Разин (по отцовской линии) из "старых" верховских донских казаков. "Никонианство" распространялось на Дону и так медленно, а пришедшие на Верхний Дон в 1660-х гг. старообрядческие проповедники и так "подлили масло в огонь".
К. Булавин и Е. Пугачёв (по отцовским линиям) из "новых" ("смутновременских") верховских донских казаков. Предки обоих, скорее всего, выходцы из Центральной России. Но тогда (в 1607 -- 1618 гг.) ведь Никоновской Реформы ещё не было.
А. В.
Кажется, Разин и Пугачев вообще происходили из одной станицы, Зимовейской
Но Вы же писали
На Дону старообрядцы были в основном мигрантами. Но вот на Тереке в момент раскола и местные казаки во многом не приняли никонианство.
Как это соотносится с
C. Разин (по отцовской линии) из "старых" верховских донских казаков. "Никонианство" распространялось на Дону и так медленно, а пришедшие на Верхний Дон в 1660-х гг. старообрядческие проповедники и так "подлили масло в огонь".
К. Булавин и Е. Пугачёв (по отцовским линиям) из "новых" ("смутновременских") верховских донских казаков. Но тогда (в 1607 -- 1618 гг.) ведь Никоновской Реформы ещё не было.
А ведь последние два точно были старообрядцами (а Разин был?)
Или Вы имеете в виду, что те казаки, чьи предки пришли на Дон во время и после Смутного времени, были больше склонны к старой вере, чем "старые" казаки?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Отредактировано Alexy (2007-11-14 14:25:58)
Те казаки, чьи предки пришли на Дон во время и после Смутного времени, были больше склонны к старой вере, чем "старые" верховские казаки. Но и последние тоже. Хотя скорее из-за традиционализма -- привычки.
А. В.
Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова » Обсуждение материалов проекта » География Старообрядческого движения