1) Силезия в нач. 18 в. принадлежала императору Священной Римской империи германской нации (с 1806 г. -- это Австрия). В 1748 г. -- Силезию захватила Пруссия.
2) Дружественный нейтрал в войнах с Турцией.
А. В.
Форум аналитического проекта Александра Абакумова |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова » Обсуждение материалов проекта » Происхождение крепостных Курской и Орловской губерний
1) Силезия в нач. 18 в. принадлежала императору Священной Римской империи германской нации (с 1806 г. -- это Австрия). В 1748 г. -- Силезию захватила Пруссия.
2) Дружественный нейтрал в войнах с Турцией.
А. В.
Прочитал http://mirimen.com/co_beo/Sagajdachnyj- … -2D88.html
такое: <<Сочинение Сагайдачного ""Об унии"" литовский канцлер Сапега называет ""предрагоценным"" >>.
Это о какой унии написал Петр Кононович? О церковной? Но ведь все Сапеги к тому времени уже явно были католиками.
Отредактировано Alexy (2007-07-03 16:59:45)
Сапеги были католиками, но Брестскую эрзац-унии считали халтурой и обманом-насилием по отношению к своим првославным соотечественникам. Известна ещё и суровая критика Львом Сапегой псевдоуниатского епископа Иосафата Кунцевича.
Петр Кононович же Сагайдачный был одним из яростных противников Псевдо-Унии.
А. В.
Ну да, и Лев Сапега же в молодости православный, потом протестант, потом католик.
Наверное с уваджением к своей старой вере оносился.
Пожалуй.
А. В.
воеводское посполитое рушение во главе с православным князем Четвертинским выступило под Берестечком на стороне короля
Какой князь последним прешел из православия в католичество в Речи Посполитой? Кто-то из Четвертинских, кто-то из Огинских или представитель какого-то другого рода?
2) Князей униатов как я понимаю, никогда не было?
Отредактировано Alexy (2007-10-10 15:02:55)
Этот Святополк-Четвертинский в 1651 г. был ещё и православным.
Последним русско-литовским князем, перешедшим в католичество, был кто-то из Чарторыйских.
Был, правда, ещё и Маким Иванович Курцевич-Булыга, который показачился во время Хмельниччины, был уманским полковником и даже какое-то время наказным гетманом. Его потомство где-то затерялось. По крайней мере -- утратили княжеский титул.
В 19 в. часть окатоличившихся русских и русско-литовских князей вернулось к правоставию : Святополк-Мирские, Святополк-Четвертинские, часть Огинских, часть Гедройцев и др.
А. В.
"В 19 в. часть окатоличившихся русских и русско-литовских князей вернулось к правоставию : Святополк-Мирские, Святополк-Четвертинские, часть Огинских, часть Гедройцев и др." - а насколько преход в Православие В 19 в. был распространен среди шляхты, среди высшей польско-литовской аристократии?
"Последним русско-литовским князем, перешедшим в католичество, был кто-то из Чарторыйских." - а в каком приблизительно году это было? Как я понимаю, после 1657 г. (тогда прешел в католичество предок композитора кн. Огинского)?
Отредактировано Alexy (2007-10-11 00:37:50)
1) Из окатоличенных русских и русско-литовских постбояр-шляхтичей -- порядка половины. Из "уродзонных" польских шляхтичей -- процентов 10.
2) Где-то около 1700 г.
А. В.
1) А какой процент "уродзонных" польских шляхтичей был по разным воеводствам Украины, Белоруси и Литвы?
(Я всегда думал, что в ВКЛ он стремился к нулю. Правда может после "Потопа" вселились польские шляхтичи?)
2) Когда переход в православие был наиболее массовым: после восстания 1830 г. или 1863 г.?
3) Большинство из этих Православных вернулось в католичество после 1918 г.?
1) А какой процент "уродзонных" польских шляхтичей был по разным воеводствам Украины, Белоруси и Литвы?
(Я всегда думал, что в ВКЛ он стремился к нулю. Правда может после "Потопа" вселились польские шляхтичи?)
1. До "Потопа" немного (типа Самуила Ляща). После "Потопа" -- прилично.
2) Когда переход в православие был наиболее массовым: после восстания 1830 г. или 1863 г.?
2. При Александре III и в 1-й пол. царствования Николая II (1881 -- 1904 гг.)
3) Большинство из этих Православных вернулось в католичество после 1918 г.?
3. Нет.
А. В.
3) Т.е они жили в Польше, будучи православными?
Ведь там же православные с 1919 по 1939 гг. преследовались.
4) Кто такой Самуил Лящ?
Отредактировано Alexy (2007-10-12 12:01:40)
3) Т.е они жили в Польше, будучи православными?
Ведь там же православные с 1919 по 1939 гг. преследовались.
3. Немало их оказалось в СССР, Прибалтике, Бессарабии. Да и в Нео-Речм Посполитой не все православные пост-католики за 20 лет окатоличились.
4. Самуил Лящ -- макзурский шляхтич, "служивший" стражником коронным на юго-западе Короны Польской, где существенно "омаетчился".
А. В.
Булак-Булахович вроде оставался.
А сейчас в польше много таких православных неофитов?
Или при коммунистической власти шляхта біла уничтожена или эмигрировала?
Фашисты тоже шляхту вроде не жаловали?
Отредактировано Alexy (2007-10-13 00:56:28)
И при коммунистической власти в Польше шляхта оставалась многочисленной. Ярузельский -- шляхтич. В те годы число православных в Польше оставалось стабильным (волыняки-холмщаки, белорусы и нек. часть шляхтичей).
Сейчас число православных в 4-й Речи Посполитой уменьшилось (где-то до полумиллиона).
А. В.
Спаибо!
А в Украинских воеводствах какой примерно был процент "уродзонных" польских шляхтичей под конец Речи Посполитой?
После эмиграции значительной части правобережных казаков и почти всей их старшины (знач. часть которой -- потомки местных православных шляхтичей и бояров) в нач. 18 в. на Слобожанщину, Южн. Сумщину и Сев. Луганщину -- собственность на землю Правобережья получили как "уродзённые", так и окатоличенные и полонизированные магнаты и шляхтичи.
Так что (с учётом их резни во время Колиивщины) -- примерно половина.
А. В.
А на Волыни тогда % истинных поляков по идее должен быть меньше, чем на Киевщине? Сколько приблизительно?
(Ведь там таких пертурбаций, как в Приднепровьи, Подольи и ВКЛ, в 17-18 вв не было?)
Отредактировано Alexy (2007-10-13 14:45:32)
Да ! На Волыни две трети шляхты были ополяченными (а перед этим окатоличнными !) русскими и русско-литовскими боярами, княжатами и князьями. Процентов 30 -- уродзённые. Православные феодалы к 1795 г. сохранялись лишь кое-где в глубине Западного Полесья. Как, например, "пан Иван" из повести Куприна "Полесская легенда".
А. В.
3) Я знаю, что на Волыни в нач. 18 в. был какой-то Православный поэт шляхтич, писавший стихи по польски. (Нам о нем в нач. 1990-х на уроках укр. лит. в школе упоминали)
Вы не знаете случайно фамилию этого поэта?
Поищу.
А. В.
Заранее спасибо!
А как и когда на Волынь так много (~30%) поляков попало?
Или это просто результат процесса "броуновского движения" семей в результате браков с унаследованием имения семьей супруга, королевских наград, купли-продажи? Но в таком случае и в собственно Польше к концу 18 в. какая-то часть шляхты должна была оказаться Руского и Литовского происхождения?
Почему во время Хмельниччины и войны 1654-1667 белоруская православная шляхта не поддержала ни казаков ни Москву? А больше на шведов ориентировалась?
Отредактировано Alexy (2007-10-14 13:22:58)
1) Данило Братковский.
2) И в результате процесса "броуновского движения", и вследствии Берестечковской битвы. Меньшая часть волынской шляхты присоединилась к армии З.-Б. Хмельницкого. После сражения же они (в т. ч. и Костомарив) бежали на Гетманщину, Слобожанщину и Сев. Луганщину. Их фольварки были конфискованы и переданы другим (в т. ч. и "уродзённым"). Шульга спраятался в своём имении в Пинских болотах. Остальные его поместья были конфискованы. После амнистии Яна-Казимира (в 1657 г.) Шульге вернули далеко не всё.
2а) И в лехитских воеводствах оказалась шляхта руского и русско-литовского происхождения (Щептицкие, Тышкевичи и др.). Но, естественно, немного.
3) Белоруская (как и галицкая, так и большинство волынской) православная шляхта ментально не стыковалась ни с казаками (и показаченной украинской шляхтой-старшиной), ни с московской бюрократией и дворянством.
А. В.
Но в Беларуси вообще никто ведь из шляхтичей не присоединился к казакам, а если присоединялся, то вынужденно. Может в ВКЛ религиозный вопрос в то время стоял еще менее остро, чем в Короне?
После инцидента вокруг И. Кунцевича там религиозные страсти поутихли.
А. В.
1) Возможно ментальность играла меньшую роль, чем политическая и экономическая выгода?
2) Ведь казацко-православная революция была в первую очередь религиозной войной - владения всех католиков конфисковывались?
3) а владения православных богатых землевладельцев оставались полностью неприкосновенными как я понимаю? Или все-таки проводился какой-то передел в пользу низших сословий и за счет православных шляхтичей?
А значит там, где католики владели большей частью земли, это было выгодное дело для всех местных православных.
А в тех местах, где православных и протестантов было большинство (возможно такая ситуация был в то время в Южной, центральной и Восточной Белоруси?), это было не особо выгодно, и тут вопросы несовместимой ментальности превалировали.
Отредактировано Alexy (2007-10-17 14:28:04)
1) Возможно ментальность играла меньшую роль, чем политическая и экономическая выгода?
1. И то, и другое имело место.
2) Ведь казацко-православная революция была в первую очередь религиозной войной - владения всех католиков конфисковывались?
2. Да !
3) А владения православных богатых землевладельцев оставались полностью неприкосновенными как я понимаю? Или все-таки проводился какой-то передел в пользу низших сословий и за счет православных шляхтичей?
3. В 1648 г. не трогали владений тех православных богатых землевладельцев, которые не бежали. В 1649 г. формально разрешалось возвращение как православных-возвращенцев, так и католиков-возвращенцев. В 1651 г. окончательная конфискация владений католиков и повторно убежавших православных.
4) А значит там, где католики владели большей частью земли, это было выгодное дело для всех местных православных.
А в тех местах, где православных и протестантов было большинство (возможно такая ситуация был в то время в Южной, центральной и Восточной Белоруси?), это было не особо выгодно, и тут вопросы несовместимой ментальности превалировали.
4. Да.
А. В.
Как правительство Алексея Михайловича устраивало подвластную Москве Белорусь?
Насколько я понимаю, они устраивали там казацкие отряды состоявшие вперемежку из шляхты и крестьян?
Оно таким образом просто шло на встречу украинским казакам?
Или сразу чувствовало ненадежность даже православной шляхты, и поэтому "стратегический план" был - оказачить Литву?
"Cтратегического плана" оказачить Литву не было. Но белорусскую шляхту казачество раздражало, как и российский бюрократизм.
А. В.
Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова » Обсуждение материалов проекта » Происхождение крепостных Курской и Орловской губерний