По материалам книги Д.К. Зеленина "Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных", 1913 год.
Есть на Орловщине небольшой городок - Новосиль. Обычный провинциальный, с первого взгляда ну абсолютно ничем не приметный, особенно для жителя более крупного города. Однако, Новосиль является городом с полноценным историко-культурным наследием, ровно как и прочие городки-сверстники Центрального Черноземья.
Этимология названия города не совсем ясна, известно лишь, что в некоторых летописях Новосиль фигурирует как Итиль Черниговского княжества (1155 год).
Из этнографических групп Новосильского уезда (до 1925 года принадлежал к Тульской губернии) довольно многочисленную составляют однодворцы, имеющее самоназвание "новосильские казаки". Примечательно, то что уже после расформирования гарнизонов городков засечных черт центрального черноземья эта группа населения дольше всех однодворцев казачьего звания (наряду со стрелецким, пушкарским и т.д.) сохранила за собой такое наименование.
Происхождение потомков этой группы служилых людей неизвестна. Местные краеведы отвечают чересчур однозначно - дескать, выходцы либо с Дона, либо с Запорожья, слившиеся позднее с мещанами, в следствие чего не должны вызывать какого бы то ни было этнографического интереса.
Длительное время "новосильские казаки" из-за культурной обособленности сохраняли языковые и бытовые особенности.
В 1644 году царь Михаил Федорович выдал новосильским служилым - стрельцам, пушкарям, казакам и прочим грамоты на владение землей в "диком поле". В 1765 году новосильские казаки были исключены из управления воевод и находились в ведомстве собственного особого управления, что и обусловило сохранению за "казаками" такого самоназвания, не встречающегося у прочих потомков городовых казаков. Интересно и то, что жители "казацких" (в сельском просторечии) сел вплоть до 1836 года в метрических книгах, земельном генеральном плане и других официальных документах писались "казаками". Профессор Будде приводит несколько мест из актов Новосильского полицейского правления 1783 и 1786 года, где местные крестьяне называют себя и своих соседей "казаками".
Церковно-приходские летописи называют казачьими восемь сел и приходов Новосильского уезда: Вышняя Залегощь (по преданию приход образовался из донских или украинских казаков); 2) Нижняя Залегощь - крестьянами жители этого села и прихода стали зваться аж с 1836 года, раньше они писались в метрических книгах и в земельном генеральном плане казаками. По преданию местные казаки происходили из Запорожья; 3) Скородное - прихожане - потомки донских казаков, поселенных здесь еще при Иване Грозном; 4) Воротынцево - местные "казаки" потомки пушкарей и стрельцов времен Петра I; 5) Вышняя Пшевь (Косарево) - по местному преданию потомки запорожцев времен Алексея Михайловича; 6) Галичье - прихожане - из пушкарей, стрельцов и казаков - вёрстанных на службу украинцев эпохи Грозного; 7) Каменка - прихожане - потомки донцов, призванных на службу в Новосиль в то же время, что и в Галичьем; 8) Ямская слобода - образовалась как поселение горожан Новосиля.
Профессор Будде причисляет к казачьим волостям Новосильского уезда Каменскую, Средненскую, Залегощанскую, Березовскую и Косаревскую.
В.Н. Глаголев отмечает 17 казачьих сел: Воротынцево, Галичье, Каменка, Петушки, Голянка, Скородное, Ямская Слобода, Пшевь, Судьбищи, Березовец, Вышняя и Нижняя Залегощь, Дичнь, Казарь, Нижнее Скворчее, Среднее, Гремячий Колодец, деревня Верховье. Однако, здесь Глаголев по отношению к селу Березовец ошибается - село монастырское, принадлежащее Свято-Духову монастырю г. Новосиль.
О селе Судьбищи так же есть такие сведения: "Приходское население состоит из крестьян-собственников и казенных крестьян-однодворцев" - здесь под "однодворцами" скорее всего названы те же казаки.
Села Подтолстое и Новое Село образовались из приходских деревень села Галичья по всей видимости также населены "казаками".
Упомянутый выше В.Н. Глаголев об этнографических особенностях "новосильских казаков" пишет следующее: "Некоторая разница в костюме и говоре, а в остальном он (Новосильский казак) мало чем отличается от коренного населения" (Глаголев относит казаков к некоренному населению уезда). Он также указывает и на некоторые мелкие отличия в одежде казаков и барских крестьян, а костюм новосильских казачек не однодворческий (сарафаны и юбки), а крестьянский. Глаголеву вторит Будде, оба отмечают, что новосильские казачки носили поневы. Кички отсутствовали. Будде встретил в Новосильском уезде только поневы сшивные, из четырех полотнищ, то есть с прошвою. Судя по замечанию Глаголева, новосильские казачки "надевают коротейку только при доброй поневе с прошвою, т.е. когда перед поневы сделан из китайки и отворот поневы подбит цветной материей". Возможно, отсутствие кичек вызвано принадлежностью к казачьему званию.
Профессор Будде отмечает и еще одну особенность в одежде новосильских казачек (в Залегощи): обыкновение надевать на ноги по два и по три чулка, чтобы ноги казались толще.
Касаемо происхождения новосильских казаков можно предположить то, что они являются те ми же рязанскими или иными военно-служилыми людьми, которые были правительством командированы в Азовскую и Черкасскую службу, за что и получили земли. Быть может это те же самые рядовые казаки, двум сотням коих - Луговой и Дергилевой даны были придаточные деревни за "Озовскую и Черкасскую службу, в Дедиловском уезде, расположенном далеко от Новосильского".
Жилище у новосильских казаков типично однодворческое. Глаголев указывает, как на одно из отличий казацкого жилища от барского: "часто встречающиеся избы с прорубленными окнами на двор; на улицу пробито маленькое волоковое окно". Здесь мы имеем бесспорный след старого однодворческого (и вместе полехского) обычая ставить избы среди двора. Автор 1850 года из села Сурова Новосильского уезда сообщает, что у казенных крестьян избы среди двора, а у помещичьих - на улицу окнами; у казенных задворки сзади двора, а у помещечьих - против жилого строения.
Глаголев, давая в своей рукописной статье общую сравнительную характеристику новосильским казкам и барским крестьянам, отмечает еще некоторые особенности казаков, главным образом в характере их - это ленность и бесхозяйственность, отсутствие промыслов и зимних работ, строгое соблюдение церковных постановлений и глубокое уважение к духовенству, грубоватость и недоверчивость при отсутствии лукавства и криводушия; барские вообще зажиточнее казаков - у них почти не встречается кликуш, кои очень обычны у казаков. Это последнее обстоятельство подтверждает и другой местный автор, И. Нечаев в 1850 году, по которому кликуши только у казенных крестьян.
Говор новосильских казаков по Глаголеву "резко отличается от говора всего населения Новосильского уезда и таким образом "говор Новосильского уезда распадается на барский и казацкий". Новосильским казакам присуще: аканье - вядро, яго, чаво, ряка, не вяликая, купитя, вянес (венец); цоканье ("ц" вместо "с"): курису, яиса, сапля, сарь, атес, у серькве, маладес, лисо, агурсы, лисису, вянес, к вянсу, серса, младенса; кагоканье: яго, маяго, нашаго; третье лицо единственного числа без "т": будя, зная, играя, видя, придя; щё и чо вместо "что"; сабе и сае - вместо себе.
По некоторым особенностям быта, а также тому же цоканью, новосильские казаки напоминают рязанскую мещёру.