Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Саяны - финно-угры?

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Монастырские крестьяне на Курщине - саяны
Фатежский уезд еще со времен Бориса Годунова разрезан на две неравные части, и разрезан широкой полосой. Как известно, Коренской монастырь обладал массою земель – и самые обширные из них лежат именно в Фатежском уезде. Широчайшей лентой тянутся эти земли с юга на север. Они искони заселены были монастырскими крестьянами, кажется, инородцами вроде мордвы или черемис. Здесь они с давних пор называются «Саянами». Саянское население, весьма густое и расположенное в крупнейших селах (село Поныри, сельцо Смородина, Березовец, Ольховатка и проч.), ничего общего не имело и не имеет с соседними однодворцами; наоборот, скорее наблюдается враждебность между этими двумя разрядами.

Н.А. Благовещенский "Четвертное право", Москва 1899

0

2

Саяны горы и курские "саяны" -- лекскмы различного происхождения, случайно совпавшие.  Горы -- какой-то не то тюркизм, не то монголизм (лингвисы ещё об этой альтернативе спорят).  Курский же саян -- итальянского (через немецеое -- польское -- старобелорусское посредничество) происхождения.

           А. В.

0

3

"Курский же саян -- итальянского (через немецеое -- польское -- старобелорусское посредничество) происхождения" - а этимологию этого слова не знаете?

0

4

Saione  --  грубая широкая фуфайка.

             А. В.

0

5

А так "саяны" - очень похоже на какое-то прилагательное в беларусской транскрипции. Что-то навроде "соянный".

0

6

Того же, по-видимому, корня.

                 А. В.

0

7

Народная одежда селян Курской области (в том числе и про саян):
http://www.old.kurskcity.ru/book/kraeved/kr90-3.html

0

8

Н.А. Благовещенский "Четвертное право", Москва 1899 - а эта книжка оцифрована?

Может эти саяны были подселены из более северных районов России?
А может вывезены из Белоруси во время Алексея Михайловича?

Как-то трудно себе представить, что где-то во времена Годунова или Алексея Михалыча часть полувоенных коренных жителей Курщины причислили к однодворцам, а часть не к свободным крестьянам, а сразу к крепостным или монастырским - т.е. без права переселения. Они бы в этих полупограничных условиях наверно бы очень сильно разбегались?

Отредактировано Alexy (2008-11-27 13:51:24)

0

9

Интересно, а могли ли служилые попасть в разряд дворцовых (удельных) крестьян?

0

10

В журнале "Рязанский этнографический вестник" (Н.И Лебедева "Научные труды", том второй, Рязань, 1996) - статья "Материальная культура сельского населения южновеликорусских областей (XIX - начало XX века)" среди селений саян на Курщине перечислены следующие:

Долгое, Мощенка, Будановка, Жерновец, Служное, Малаховка, Дубовец, Тазово, Виногробель (Виногробль), хутор Гремячки, Водяная, Ливенские Высельки (крестьяне Коренского монастыря), Банище, Пристань, Зайкино, Жилище, Горностаевка, Морица, Боронино (крестьяне Коробковского монастыря), Старый Бузец.

0

11

В сборнике Живая старина. 1906 г. Вып. III (Периодическое издание отделения Этнографии Имп. Русского Географического Общества СПб. Тип. И.Н. Кушнерев и К.), есть статья Абрамова И.С. О курских саянах. Но наити этот сборник мне пока не удалось. Может быть там есть ответ на вопрос "кто такие саяны".

0