Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Граница Обл Войска Донского в 17 в и Волгские казаки

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Волжское казачье Войско, волжские казаки.

Волгские казаки представляли из себя древнюю общину, происшедшею, по всей вероятности, от Донцов. Известно, что Волгцы, часто в союзе с Донцами, Гребенцами и Уральцами грабили побережья Каспийского моря и Волги, затрудняя торговлю и сношения с Персией. После разорения по Волге главных гнезд воровских притонов и казачьих ватаг стольником Мурашкиным, как уже известно, часть казаков ушла вверх по Волге к Сторогоновым, другая уплыла к Яику, некоторые казаки ушли на Дон и Гребни, некоторые же, повинившись в преступлениях, впоследствии поселились в качестве городовых казаков по Приволжским новопостроенным крепостям и городам.

В 1591 году Волгские казаки ходили воевать с царскими воеводами на Кавказ Шамхала Тарковского и после похода рассеялись по Волжским городам.

Когда, после Булавинского бунта правительство для заселения опустевшего Хоперского края стало принимать меры к привлечению на эти места поселенцев, могущих составить сторожевую оборону границы, проходившей тогда недалеко от Волги, в соседстве с грабителями кочевниками, оно вспомнило о казаках и решило создать новое казачье Войско, расположив его по так называемой Царицынской линии. Линия эта, простираясь на 60 верст, шла от города Царицына до реки Иловли степью, причем на ней были построены четыре крепости, занятые регулярными войсками: Мечетная, Грачевская, Сокорская и Донская. Последняя крепость была расположена невдалеке от бывшего Паншина городка на Дону около теперешней Качалинской станицы. Промежутки между крепостями были заполнены небольшими укреплениями и форпостами, которых всего насчитывалось 23. Крепости были заняты пехотой, и в них имелась крепостная артиллерия: в Мечетной – 7 пушек, в Грачевской – 13, в Донской – 12 и в Сокорской – 3 пушки. Пушки были старые, разнокалиберные. Кроме того, для разъездов между форпостами содержалось до 500 Донских казаков.

В 1731 году было Высочайше повелено производить запись желающих записаться в новообразуемое Волгское Войско казаков и черкас, причем, кроме помощи на переселение, поселенцам предоставлялись различные привилегии, как-то: освобождение от платежа податей, вольная продажа вина и беспошлинная торговля...

1) А где проходила в 17 в северная граница (в районе рек Хопра и Медведицы) Области Войска Донского? Она вобщем совпадала с современной границей Волгоградской области с Саратовской и Воронежской областями (как я понимаю, в 19 в северная граница Обл Войска Донского с нею практически совпадала?)? Или в 17 в поселения донских казаков были намного севернее и доходили по Медведице, Хопру и вороне чуть ли не до их истоков (захватывая бОльшую часть правобережной чапсти Саратовской области, юго-восток Тамбовской и северо-восток Воронежской?)?

2) Насколько многочисленными были в 17 в волгские казаки? Их численность бывала больше численности донцов? А если считать вместе с волжскими разбойниками?

3) Волгские казаки окали ил акали (ведь отсутствие чередования г на ж в слове волгские - наверное севернорусский признак?)

0

2

1) Доходили по Медведице, Хопру и Вороне чуть ли не до их истоков (захватывая большую часть правобережной части Саратовской области, юго-восток Тамбовской и северо-восток Воронежской). Но там не было станиц, а лишь охотничьи угодья. После Булавинского восстания эти территории вошли в соответствующие губернии

2) Меньше численности донцов. Даже если считать вместе с волжскими разбойниками.

3) Волгские казаки премущественно окали. Как оренбургские, яицкие и большинство астраханских казаков.

0

3

abakumov написал(а):

Волгские казаки премущественно окали. Как оренбургские, яицкие и большинство астраханских казаков.

волгские, если иметь ввиду самарских, акали, в отличии от ориенбургских.

http://www.cossackdom.com/book/nazarov_uralkazak.pdf

по мнению Н. М. Малечи,
опирающегося на сообщение В. А. Малаховского о характере
самарского говора, среди 529 казаков-уроженцев Самарской губ.
было много лиц, пользовавшихся среднерусским говором [Малеча
1955, 259].
Использовав ряд дополнительных сведений, учтя
замечания о границах русских наречий ряда крупных языковедов (В.
А. Богородицкого, А. А. Шахматова, П. С. Кузнецова, Р. И.
Аванесова, В. А. Малаховского, Н. К. Грунского), Н. М. Малеча
пришел к заключению, что «уже в первой четверти 18 в. среди
яицких казаков была значительная группа (если не большинство),
речь которой имела ясно выраженные среднерусские черты»
[Малеча 1955, 260]

0

4

1) А где именно в Саратовской губернии жили старообрядцы?

2) И когда они туда поселились?

3) Я правильно понимаю, что Иргизские старообрядческие монастыри не относились к Саратовской губернии? (Ибо находились на реке Иргиз, впадающей в Волгу слева, а Саратовская губерния находилась полностью на правом берегу Волги?)

Отредактировано Alexy (2013-02-09 15:51:56)

0

5

3) Самарская губерния учреждена в середине 19 в. До этого Левобережье ("луговая сторона") относилось к Саратовской губернии (ранее - наместничеству). Да и во время существования Самарской губернии нас. пункты Покровск (ныне Энгельс), Николаевск (Пугачёв) и прочие тяготели к территориально более близкому Саратову.
2) Массовый приток сторонников старой веры был в нач. 18 века в основном с территории Нижегородчины после т.н. "Питиримова разорения". Точных данных о том, какая часть населения совр. Саратовской области не приняла реформу Никона сразу после её проведения я не встречал. Но в поморском сборнике "Виноград российский" среди мучеников за веру упоминается саратовский стрелец Симеон, казнённый за исповедание старой веры и ношение бороды. Это было при Петре I.
1) В основном сосредотачивались в Саратове, других крупных населённых пунктах. Старообрядческие сёла располагались в основном вдоль Волги на правом берегу (на левом жили в основном малороссы и немцы), на Хопре, Медведице, в Хвалынском уезде (север губернии), где позднее были знаменитые Черемшанские скиты. В Левобережье - на Иргизе; какая-то часть в Новоузенском уезде (я думаю, их появление именно там связано с близостью Иргизских монастырей и Уральского казачьего войска, поголовно старообрядческого, кроме приписанных представителей азиатских народов, естественно).

0

6

А я чего-то думал, что Уральское казачье войско не на 40% старообрядческое?
Или я путаю этот процент с процентом чистых старобрядцев или наоборот единоверцев?

Отредактировано Alexy (2014-04-08 21:26:47)

0

7

Если брать этнически русских казаков на Яике, то фактически процент старообрядцев приближался к 100. Многие приходы фиктивно "принимали" единоверие, чтобы иметь меньше проблем с новообрядческими епархиальными властями. Старообрядческий епископ Уральский и Оренбургский Арсений в частной переписке сообщает, что после очередного "прения о вере" наказной атаман пригласил на аудиенцию именно его, а не миссионера-новообрядца. Это при том, что наказные атаманы уж точно староверами не могли быть, он просто в данном случае выражал настроение казаков своего войска.

Отредактировано Волгарь (2014-04-10 09:43:13)

0

8

А каков был процент старообрядцев среди кубанцев-линейцев?

0

9

после Булавинского бунта правительство для заселения опустевшего Хоперского края

А кем Хоперский край после Булавинского бунта был преимущественно заселен? Однодворцами и помещичьими крестьянами с Тамбовщины и даже ещё более западных районов?

0