Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



География Старообрядческого движения

Сообщений 1 страница 30 из 83

1

Поздравляю всех с Днем Вознесения Господня!

Было ли население каких-то областей или городов России особенно склонно к старой вере?

0

2

Спасибо !  Поздравляю и Вас.

   Северновеликорусские (без Сев. Псковщины и Новеородщины) регионы.
   Примерно равномерно. Но ряд регионов (Поморье, Коми, Сев. Урал) из-за удалённости и разреженности населения явился пристанищем старообрядцев-мигрантов.

              А. В.

0

3

"Северновеликорусские (без Сев. Псковщины и Новеородщины) регионы."
Не очень понял: без всей Новгородчины или только Северной?

На Дону старообрядцы были восновном мигрантами, или коренные донцы тоже сильно подались в раскол?

0

4

1) Без всей Новеородщины.
   2) На Дону старообрядцы были в основном мигрантами. Но вот на Тереке в момент раскола и местные казаки во многом не приняли никонианство.

           А. В.

0

5

Спасибо!
1) Т.е. Старообрядцы - это выходцы восновном из Поволжья (но не Поочья), русского Северо-Востока и ещё с Терека.

2) Олонецкие (эт ведь Новгородщина) старообрядцы - тоже восновном пришельцы из Поволжья?

3) Донские старообрядцы к 1700 г. как новички занимали более низкое социальное положение, чем донцы-никониане?
_-- __ _ _----

Отредактировано Alexy (2007-05-31 12:29:05)

0

6

1) Старообрядцы - это выходцы восновном из Поволжья (но не Поочья), русского Северо-Востока и ещё с Терека.

2) Я имел в виду Новгородскую область в современных границах.

3) Донские старообрядцы к 1700 г. как новички занимали более низкое социальное положение, чем донцы-никониане?
3. В различных городках и станицах по разному.

               А. В.

0

7

Чувствовали ли волжские и более северные русские какое-то политическое или духовно-культурное единство, противопоставленное русским юга, юго-запада и подмосковья (а может и Новгорода).

Или склонность  именно их к старообряству и вражда к лжедмитриям и тушинцам - просто совпадение?

Зафиксированы ли высказывания людей 16-17 вв. о таком противопоставлении этой части русского народа/дворянства другим?

0

8

Старообрядчество возникло в посл. трети 17 в.  В Смутное Время его ещё не было.

           А. В.

0

9

Я знаю.
Представляли ли они или их высшие слои политическое или духовно-культурное единство в конце 16-17 вв.

0

10

Нет.

    А. В.

0

11

Т.е., что именно данные местности пошли в раскол - совпадение?

0

12

Нет. Пожалуй это предварительно свидетельствовало о большей предрасположенности к отрицанию "чужелатинства".

      А. В.

0

13

Может то, что в Поволжьи было особо много купцов, повлияло?

0

14

И это тоже.

       А. В.

0

15

1) Интересно, какое было соотношение к старообрядчеству в Вятке? По сравнению с В. Устюгом, Галичем, Ниж. Новгородом, Костромой, Ярославлем, Ростовом, Угличем и Тверью?

2) Интересно также, былины попали на Дон от первых югозападнорусских поселенцев или они были принесены волжскими старообрядцами позднее?

Отредактировано Alexy (2007-06-26 16:59:35)

0

16

1) Я информацией не владею, но мне кажется что сильнее.  Как у носителей пост-ушкуйнического (времён Вятской Вольницы) менталитета. Там был сильнее "дух противоречия".

2) Очень трудно сказать !
  Возможны 2 варианта :
  1. Южновеликороссы утратили былинный эпос где-то до сер. 17 в. Донцы же (выделившиеся из южновеликороссов, в основном, раньше) этот эпос сохранили.
  2. Южновеликороссы его утратили до 16 в. (или, по крайней мере, минимизировали да сказочно-фольклорных форм). Часть ушкуйников в кон. 15 -- нач. 16 вв. влилась в состав казачества. Тогда же они и привнесли былинный эпос казачеству.

           А. В.

0

17

А что их подвигло перейти на Дон? Ведь речные нрабежи на Дону не очень возможны (некого грабить). Да и перебраться надо было посуху, или есть волоки в бассейн Дона?

А Информация О перемещении на Дон ушкуйников, из каких источников ? Или какие-то коссвенные данные?

Отредактировано Alexy (2007-07-02 16:25:34)

0

18

В современной Молдове и Румынии много старообрядческих (липованских) сел .  Многие  говорят по русски. Трудолюбивые,не пьющие,не курящие ( в  целом конечно).    Еще не отошли от патриархата в семье,но  постепенно ассимилируются в Румынии.Там на это  очень сильно направлеа политика государства.Еще пару поколений и станут румынами.Много смешаных браков .  В Молдове пока еще сохраняют самобытность.

0

19

В Вилково и окрестностях липоване ещё более самобытны.
  Но что любопытно !  Их религиозный центр оказался аж в Сев. Буковине (Белая Криница). Так что вилковским липованам-пилигримам приходится делать большой транспортный круг.

        А. В.

0

20

Уважаемый Александр Васильевич!
Вы бы могли ответить на мое послед. сообщение?

0

21

1) А что их подвигло перейти на Дон? Ведь речные нрабежи на Дону не очень возможны (некого грабить). Да и перебраться надо было посуху, или есть волоки в бассейн Дона?
  1. Взятие Волги под чёткий контроль правительством Ивана Грозного.

  2. Ушкуйники просто бежали. Кто домой, а кто и не смог в ту сторону прорваться. Тогда одни пошли пешком на Медведицу, а другие на излучину Дона. Информация о перемещении на Дон ушкуйников по коссвенным данным (бытование у поморов прозвища "челдон"). Может где-то есть и письменные.

          А. В.

0

22

ЧелДон - это человек с Дона? (смахивает на аббревиатуру советского периода)

0

23

Но гораздо старше.

    А. В.

0

24

abakumov написал(а):

Информация о перемещении на Дон ушкуйников по коссвенным данным (бытование у поморов прозвища "челдон")

Это доказывает ведь обратное перемещение с Дона на Север.

0

25

Это возвращение с Дона !
    Не все ушкуйники, которые отступили на Медведицу и Дон, прижились у казаков. Многие из них кружным путём попросачивались домой, на Север. Возможно также, что Никита Романов (Никита Романович Захарьин-Юрьев) во время своего правления (1584 -- 1586 гг.) разрешил "донским" пост-ушкуйникам вернуться домой по Волге.

       А. В.

0

26

Булавин, Пугачев (о С. Разине не помню) біли старообрядцами.

Их предки біли из Поволжья?

0

27

C. Разин (по отцовской линии) из "старых" верховских донских казаков.  "Никонианство" распространялось на Дону и так медленно, а пришедшие на Верхний Дон в 1660-х гг. старообрядческие проповедники и так "подлили масло в огонь".
     К. Булавин и Е. Пугачёв (по отцовским линиям) из "новых" ("смутновременских") верховских донских казаков. Предки обоих, скорее всего, выходцы из Центральной России. Но тогда (в 1607 -- 1618 гг.) ведь Никоновской Реформы ещё не было.

            А. В.

0

28

Кажется, Разин и Пугачев вообще происходили из одной станицы, Зимовейской

0

29

Но Вы же писали

abakumov написал(а):

На Дону старообрядцы были в основном мигрантами. Но вот на Тереке в момент раскола и местные казаки во многом не приняли никонианство.

Как это соотносится с

abakumov написал(а):

C. Разин (по отцовской линии) из "старых" верховских донских казаков.  "Никонианство" распространялось на Дону и так медленно, а пришедшие на Верхний Дон в 1660-х гг. старообрядческие проповедники и так "подлили масло в огонь".
     К. Булавин и Е. Пугачёв (по отцовским линиям) из "новых" ("смутновременских") верховских донских казаков. Но тогда (в 1607 -- 1618 гг.) ведь Никоновской Реформы ещё не было.

А ведь последние два точно были старообрядцами (а Разин был?)

Или Вы имеете в виду, что те казаки, чьи предки пришли на Дон во время и после Смутного времени, были больше склонны к старой вере, чем "старые" казаки?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Отредактировано Alexy (2007-11-14 14:25:58)

0

30

Те казаки, чьи предки пришли на Дон во время и после Смутного времени, были больше склонны к старой вере, чем "старые" верховские казаки.  Но и последние тоже.  Хотя скорее из-за традиционализма -- привычки.

       А. В.

0