Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова » Обсуждение материалов проекта » География Старообрядческого движения


География Старообрядческого движения

Сообщений 61 страница 83 из 83

61

1) Нет.  Тамбовцы то южновеликороссы.
2) В Сибири казаки за белых, тамошние ссыльные поляки в основном тоже, старожилы крестьянского сословия к власти Колчака относились не так плохо как новосёлы. Определённой поддержкой у старожилов пользовались как эсеры, так и колчаковцы "левого" (пост-земского, энесовского) разлива -- Пепеляев, Болдырев, Анненков, Соловьёв.
3) Пожалуй.

     А. В.

0

62

Как-то по ЦТ показывали секретаря Шолохова. Он рассказывал, как к Шолохову приезжал в гости Хрущев. На уху для высоких гостей рыбу наловил старый донской казак. И Хрущев ему сказал: "Ну, что, показали мы вам в 19-ом году?"(он имел в виду подавленное большевиками восстание казаков). А тот ответил: "Ну да, если бы воронежские да тамбовские не навалились, мы бы вам показали"

Т е тамбовские сперва тоже поддержали советскую власть? И отступились от неё значительно позже казаков?

0

63

Да !  Сначала раздел помещичьих земель, а потом -- продразвёрстка.

       А. В.

0

64

Александр Васильевич, а можно считать липован юга Молдавии ( Кагул и т.д.) и Румынии, потомками казаков Некрасовцев, и вообще некрасовцы, с каких регионов России, если можно сейчса это как-то определить?

0

65

Липоване сформировались в 1670-х -- 1680-х гг. Некрасовцы же -- в 1-й четв. 18 в.
  Часть некрасовцев, действительно, влилась в состав липован.

       А. В.

0

66

abakumov написал(а):
Alexy написал(а):

Было ли население каких-то областей или городов России особенно склонно к старой вере?

Северновеликорусские (без Сев. Псковщины и Новеородщины) регионы (Я имею в виду Новгородскую область в современных границах)

1) Получается, что районы вдоль нижней половины течения реки Мсты (они в Новгородской области) не были склонны к Старобрядству?

2) А насколько было склоны к старообрядству верхнеее течение Мсты (с городом Вышний Волочек)?

3) А также насколько были склоны к старообрядству прилегающее к верхнему Помостью верхнее Поволжье (а именно городами Осташков, Ржев, Старица, Тверь, и находящимися недалеко от Волги Торжком и ВолокоЛамском)

0

67

Некрасовцы чётко отличают себя от липован (казачье самосознание!). Современные липоване активно румынизируются, особенно молодёжь. И не только: недавно румынские старообрядцы-поповцы исключили из названия своей церкви слово "Русская".

0

68

Спасибо

Кстати вроди при советской власти в Румынии Православная церковь юридически не была отделена от государства
Интересно, какой именно закон имелся в виду? Ведь если она не отделена, то должен же был быть (или оставаться старый) закон о её какой-то имущественной или управленческой связи с государством?

И в отличие от Украины % униатов от всего населения Румынии сейчас составляют чуть ли не в десять раз меньшую величину, чем в 1939 г
А у на Украине % униатов от всего населения явно же НЕ так сильно уменьшился?

0

69

Так как относились к старообрядчеству жителитерриторий бывшего Тверского княжества?

Как и остальное Поволжье, поддерживали?

Или может было против или (как Новгород и Псков) относилось без особого рвения или сочувствия ?

0

70

Без особого рвения и сочувствия.

0

71

1) И в Твери (и выше по Волге) оказываются не окают, а акают (судя по карте)!

2) Тверское княжество и прилегающий Волок Ламский, помнится ещё за 150 лет до раскола было рассадником иосифлян - врагов нестяжателей и заволжских старцев?

3) Правильно ли понимаю, география сторонников иосифлян и нестяжателейэтих кон 15 - нач 16 вв была почти такой же, как география расселени сторонников и противников раскола в конце 17 в?
3а) Единственная разница наверное лишь в том, что Новгород оказалcя не на той же стороне баррикад, что юго-запад страны, а на стороне третьей силы - жидовствующих?

0

72

А как относились к старообрядчеству жители Бежецкой пятины?
А как жители Тихвинского региона Обонежской пятины?

Отредактировано Alexy (2013-02-13 01:21:18)

0

73

Осифляне и нестяжатели не были антагонистами. Поместный собор их примирил, признав 2 варианта благостной деятельности церкви.

0

74

Но всё-таки спор был

И у обоих спорящих сторон были стороннники

Хотелось бы знать, где сторонники тех и других преимущественно проживали

0

75

Собор не просто их примирил. Более того, и Иосиф Волоцкий и Нил Сорский канонизированы Русской Церковью. А "движения" иосифлян и нестяжателей были распространены в среде тогдашней (посл. треть 15 - перв. пол. 16 вв) интеллектуальной элиты. Так что их сторонники сосредотачивались в Москве и по монастырям. Старообрядчество же, в общественно-политическом аспекте, - широкое народное движение, сторонники которого были во всех слоях тогдашнего русского общества, кроме высшего духовенства (следствие репрессий) и на всей территории Русского Государства.

0

76

Среди донцов-низовцев вообще не было (кроме единичных случаев перехода из никонианства в старообрядчество) старообрядцев? Или были, но они были не коренными низовцами, а происходили от верховцов? Разин и Пугачев были коренными низовцами или нет?

А среди городовых казаков черноземных губерний были старообрядцы?

Отредактировано Alexy (2014-04-12 11:04:45)

0

77

По-моему, в основном среди верховских донцов были староверы. Был монастырь на реке Чир. Были городки на Медведице. Это всё кажется при Софье разорили. В 20-м веке два предстоятеля старообрядческой церкви были родом из Усть-Медведицкого округа. Ещё один родом с Земель Войска Донского, но из крестьян, сейчас это Луганская область.
Разин использовал в своей пропаганде имя опального Никона и убил астраханского епископа, враждовавшего с Никоном. Пугачёв, напротив, скрывался в Иргизских монастырях. Там, видимо, ему и пришла идея назвать себя спасшимся Петром Третьим, популярным среди староверов. Впоследствии старообрядцы выкрали для него одно из знамён голштинской гвардии Петра Третьего.
Про черноземные губернии, к сожалению, ничего не знаю. Сейчас в Черноземье значимые общины есть в Калужской и Курской областях.

0

78

Волгарь написал(а):

Разин использовал в своей пропаганде имя опального Никона и убил астраханского епископа, враждовавшего с Никоном

Получается, что старообрядцы не поддерживали Разина?

0

79

Что касается наличия и количества в его войске рядовых старообрядцев, думаю, таких данных мы не найдём. Я к тому, что в своей пропаганде Разин использовал имя опального на тот момент патриарха и покойного царевича Алексея. То есть по умолчанию "никониан". Оказывало ли это влияние на отношение к нему старообрядцев неизвестно. А вот Пугачёв должен был активно опираться на поддержку старообрядцев, среди которых определённой популярностью пользовался Пётр III. Могу сказать о своём родном городе - и того, и другого в Саратове встречали хлебом-солью  :)

0

80

Волгарь написал(а):

в своей пропаганде Разин использовал имя опального на тот момент патриарха и покойного царевича Алексея. То есть по умолчанию "никониан"

А разве среди простонародья, однодворцев и казаков у Никона были активные сторонники?
Я думал, что часть людей была не против или безразлична к реформам Никона, часть - активно против (старообрядцы), и только большинство аристократии и всевозможные карьеристы в чиновничестве и армии были активно за реформы?

0

81

Здесь надо учитывать, что на период восстания Разина Никон был лишён сана и сослан. А таких у нас народ любит. К тому же личность Никона не тождественна проводимым реформам. Сам Никон в ссылке охладел к результатам своей греко-фильской деятельности. Известна его фраза, сказанная Ивану Неронову ещё в бытность патриархом: "Оба служебника добры - и старый, и новый. По какому хочешь, по тому и служи". Я тут не рассматриваю вопрос о том, что за короткое время Никон выпустил 6 служебников, различавшихся между собой. После ссылки Никона эту реформу продолжали проводить отобранные для этого царём церковные иерархи вроде Павла Крутицкого или Иллариона Рязанского. Вообще по этой теме могу посоветовать книгу Бориса Кутузова "Тайная миссия патриарха Никона". Автор - регент церковного хора, т.е. не профессиональный историк, но книга соответствует научным требованиям (научно-справочный аппарат и т.д.).

0

82

Спасибо!
А во время патриаршества Никона население/дворянство каких-то регионов выступало активно за реформу?

0

83

Интересно, а те старообрядцы, которые расселялись на юг и на запад от Москвы, имеют какие-то специфические диалектные особенности?

Какие именно (и что чаще?)? Оканье? Или Московский говор?

Или они говорят на южновеликорусских (а также не московских не окающих среднерусских) говорах?

0


Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова » Обсуждение материалов проекта » География Старообрядческого движения