Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство" » Обсуждение материалов проекта » Происхождение крепостных Курской и Орловской губерний


Происхождение крепостных Курской и Орловской губерний

Сообщений 121 страница 146 из 146

121

Спасибо!
А к какому из родов, носящих фамилию Лисовских относится "герой" Смуты полковник Александр Юзеф Лисовский?

Родился в районе Вильны. Учился в виленской иезуитской школе
Военную карьеру начал в войске валашского господаря Михая, но после вторжения польских войск в 1600 году, присоединился к своим землякам. В 1604 году проявляет неповиновение короне, но находит службу в войске литовского гетмана Януша Раздзивила

Так он католик (были ли тогда его предки православными?) или православный?
В принципе в иезуитской школе мог учиться и православный?

0

122

В иезуитской школе мог учиться и православный. Как, например, З.-Б. Хмельницкий. В 1600-е -- 1610-е гг.

                 А. В.

0

123

abakumov написал(а):

Этот Святополк-Четвертинский в 1651 г. был ещё и православным.
    Последним русско-литовским князем, перешедшим в католичество, был кто-то из Чарторыйскихс (около 1700 г).
   Был, правда, ещё и Маким Иванович Курцевич-Булыга, который показачился во время Хмельниччины, был уманским полковником и даже какое-то время наказным гетманом.  Его потомство где-то затерялось.  По крайней мере -- утратили княжеский титул.
    В 19 в. часть окатоличившихся русских и русско-литовских князей вернулось к правоставию :  Святополк-Мирские, Святополк-Четвертинские, часть Огинских, часть Гедройцев и др

Оказываапется были и позже православные кн Святополк-четвертинские

"Григорий Захарьевич (в монашестве Гедеон;(?-1690), в 1663 православный епископ Острожский и Луцкий. Избран митрополитом Киевским, вышел из канонического подчинения Константинопольской патриархии и заявил о признании юрисдикции Московского патриарха. Похоронен в Киево-Печерской лавре.[2]

Стефан Вацлавович (в монашестве Сильвестр; (?- 1728), двоюродный брат Гедеона. С 1702 — игумен Старо-Четвертинского монастыря, с 1706 — православный епископ Мечиславский, Оршанский и Могилевский"

0

124

Судя по книге Яковенко, на Киевщине панцирные бояры были сконцентрированы под Овручем, Остром и Любечем (но это до Хмельниччины естественно, а что потом, не знаю)

0

125

Западные ошляхтились (гл. о. в чиншевики). Восточные показачились (многие вошли в "значковые товариства").

0

126

А что такое "значковые товариства"?

0

127

Казацкая старшина и "резерв на выдвижение" в её ряды. Последний состоял, как правило, из близких родственников старшины.

0

128

Адам Хмелецький перейшов на бік повстанців разом з М. Кричевським після звільнення з татарського полону в середині 1648 р. Саме з цього часу він стає наказним полковником Паволоцького полку. У 1648–1652 рр. (з невелкими перервами) аж до самої страти Хмелецький відігравав у Паволоцькому полку роль основного військового керівника, залишаючись в той же час наказним у полковників І. Куцевича-Миньківського,[7] та свого родича Степана Хмелецького

Это племянник бывшего воеводы Киевского в 1630 г Стефана Хмелецького
Они оба были православными? Или католиками, а Адам, покозачившись, стал православным?

0

129

А. Хмелецкий и М. Кричевский перешли из католицизма в православие. Хмелецкий вернулся к вероисповеданию своего деда, а Кричевский -- самого себя (уже в зрелые годы он переходил в католичество).

     А. В.

0

130

А дядька Адама стефан Хмелецкий был православным (до конца жизни в 1630 г?)?

0

131

Принял католичество. То ли вместе с отцом и братом. То ли позже.

0

132

1) Т е получается, что Корнелий Хмелецкий (отец Киевского воеводы Стефана и дед Адама) принял католичество?
А откуда это известно?

2) Почему считается, что "Стефан Хмелецький (пол. Stefan Chmielecki, 1595 (?) — 20 лютого 1630) — червоноруський шляхтич... з Перемишльської землі, при том, что "його батько Корнелій був державцем у селі Кунин, васалом (клієнтом) руських князів Острозьких і Корецьких" (и при этом Кунин как раз в Здолбуновском районе Ровенской области, хотя может есть и в Прикарпатьи одноименноый?)

3) А были ли среди казаков перешедшие в Православие бывшие кальвинисты?
И были ли среди казаков перешедшие в Православие ПОРОДНЫЕ поляки?

0

133

1) Т. е. получается, что Корнелий Хмелецкий (отец Киевского воеводы Стефана и дед Адама) принял католичество? А откуда это известно?
1. Косвенно. У отца православная интерлитеризация его имени. У сыновей -- католическая.

2) Почему считается, что "Стефан Хмелецький (пол. Stefan Chmielecki, 1595 (?) — 20 лютого 1630) — червоноруський шляхтич... з Перемишльської землі, при том, что "його батько Корнелій був державцем у селі Кунин, васалом (клієнтом) руських князів Острозьких і Корецьких" (и при этом Кунин как раз в Здолбуновском районе Ровенской области, хотя может есть и в Прикарпатьи одноименноый?)
2. В.-К. Острожский женился на наследнице Тарновских и вступил во владение маетностями этого рода в Галичине и на Волыни, расселив там (во 2-й пол. 16 в.) своих державцев.

3) А были ли среди казаков перешедшие в Православие бывшие кальвинисты? И были ли среди казаков перешедшие в Православие ПОРОДНЫЕ поляки?
3. Не знаю.

0

134

Интересно, а Пржевальские (предки великого путешественника) - пришельцы на Смоленщину из Речи Посполитой после Деулинского перемирия?

Может они вообще внедрились на Смоленщину уже при восстановлении там русской власти (во 2 пол 17 - 18 в)? Ведь их фамилия произносится на польский манер (есть -рж-), а до восстания Хмельницкого и Потопа ополячивание в Литве было не очень массовым

Или Пржевальские жили на Смоленщине наоборот ещё до Русской Смуты?

0

135

Думаю, что после 1-го раздела РП!
Из витебской шляхты польского происхождения. По материнским же линиям у великого путешественника вполне могли быть предками и белорусские бояры. Разного рода Семашки и Богатыровичи! Первопоселенец же Пржевальских был природный поляк. Когда эта "миграция" произошла? В 17 или 18 веке? Не знаю.
     Если же рассмотреть версию о появлении этого рода на Смоленщине в промежутке между 1611 и 1655 гг., то тогда бы Пржевальские вынуждены бы были принять православие (в 1650-х -- 1660-х гг.) и их фамилия была бы официально в документах интерлитеризирована. С Пржевальских на Перевальских. Так что сия версия отпадает.
    После же разделов Польши на территории российской юрисдикции никто католическую шляхту не принуждал к принятию православия. Перешедшие же в православие шляхтичи сохраняли свои исходные фамилии. Через брачные же матрилокальные союзы Пржевальских с соседствующими смоленскими либо оправославившимися (во 2-й пол. 17 в.), либо исходно-православными пост-шляхтичами -- имения означенного рода могли оказаться и на Смоленщине.

0

136

abakumov написал(а):

Первопоселенец же Пржевальских был природный поляк

Вики Пржевальский Николай Михайлович написал(а):

Пржевальский принадлежит к белорусскому шляхетскому роду, имеющему родовой шляхетский герб «Серебряные Лук и Стрела, повёрнутые вверх на Красном Поле», дарованные за воинские подвиги в сражении с русскими войсками при взятии Полоцка армией Стефана Батория.

Дальним предком Николая Михайловича был воин Великого княжества литовского Карнила Перевальский, казак, который отличился в Ливонской войне

В вики пишется, что этот Корнила был казаком
Так может его потомок принял католичество и стал писать фамилию на польский манер?

А может некоторые шляхтичи, всегда остававшиеся православными (или униатами) тоже могли иногда писать фамилию на польский манер?

0

137

Убедительно. Но если Вы это знали, то в чём вопрос?

0

138

Узнал только сегодня, год назад в той же вики-статье про Пржевальского не было информации про этого Корнилу

Так могли ли в принципе ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ предки по линии от Корнилы до самого Николая Михайловича быть православными?

Или это мало вероятно?

Отредактировано Alexy (2012-12-23 21:14:05)

0

139

Конечно нет. Приняли католичество (как и транслитеризацию на Пржевальских), а затем вернулись в православие (без контр-транслитеризации).

0

140

Но ведь бывало, что православные называли даже совершенно неправославными именами, как например Ленарт (дед Криштофа Косинского)
А ведь исправить фамилию на польский лад по идее и психологически легче и церковных устоев не нарушает совершенно (в отличие от принятия не имеющего православного святого покровителя имени).

0

141

Пётр Иванович Рославец (годы рождения и смерти неизвестны) — украинский военный и политический деятель XVII века, сотник почепский (1653—1657), полковник стародубский (1659—1663, 1668—1672, 1673—1676)

Происходил из мещан города Почепа на Левобережной Украине. В 1653 году П. И. Рославец, несмотря на свою неграмотность, занимал чин сотника почепской сотни в составе Нежинского полка.
В 1657 году он был смещен с должности сотника, как это видно из универсала наказного полковника стародубского Якова Обуйноженка 1657 года, которым утверждалось за «Петром Рославчепком, козаком и полковым товарищем», занятое им на речке Косте место для устройства мельницы.
В 1660 году полковник нежинский Василий Золотаренко назначил Петра Рославца наказным полковником стародубским...

Интересно, он родился ещё до или во время Смуты, или уже при Польской власти?

Его родители жили до Смуы в Почепе или нет?

Если да, то Рославец наверное единственный русский по происхождению человек среди казацкой старшины?

0

142

Трудно сказать.
Не все "полковничьи биографии" достаточно полно расшифрованы. Да ещё сотни сотников!

0

143

Александр Васильевич, здравствуйте!

Не попадалась ли Вам любая информация об истории происхождения фамилии, или конкретных людях с фамилией Амбражей? На Вашем форуме я нашел упоминание среди родственников Костюшко, я так понимаю, по материнской линии. Судя по упоминаниям в социальных сетях, большинство современных однофамильцев проживает в Западной Беларуси. 

Заранее спасибо,
с уважением, Максим.

0

144

Что-то французское.
   На службу в ВКЛ приезжали как поляки и чехи, так и немцы, и французы. Многие из них оставались и славянизировались.

0

145

abakumov написал(а):

Что-то французское.
   На службу в ВКЛ приезжали как поляки и чехи, так и немцы, и французы. Многие из них оставались и славянизировались.


Спасибо, Александр Васильевич. Надо подумать.

Я заинтересовался историей своей фамилии, с родственниками не общаюсь, поэтому решил поискать в сети.

В Вашем тексте от 2011-07-01 есть такие фразы: "Сыну своему Фёдор дал имя Константин, которого очень уважали и любили Александр I Ягелончик и Жигимонт I Старый. Последний ласково называл его Костюшкой, наделив его правом пользоваться гербом под названием «Рох III». Собственно с этой поры берёт начало фамилия Костюшко."

"Прадед Андрея Тадеуша Костюшко Александр Ян был подсудком, а дед Амбражей служил писарем в земском суде города Брест – Литовска."

"Посватал Теклю Людвику, вероятно, бискуп Юрий Казимир Анцюта, референдатор ВКЛ, который был женат с Кларой Костюшковной, родной сестрой будущего деда Андрея Тадеуша Амбражея Костюшко – Сехновичского. "

Там же, чуть выше по тексту есть "детей – сирот держала в недостатке, никакого образования и воспитания им не давала, зло относилась к своему больному мужу Флориану Казимиру (деду Андрея Тадеуша по материнской линии) и наконец выгнала их из дома".

Т.е., Амбражей был по отцовской линии. Тогда, почему он был Амбражей, а не Костюшко?

В словаре Брокгауза и Ефрона написано : "Костюшко — польский дворянский род, герба Рох 3-й, русского происхождения, из Волынской земли. Еще в половине XVI в. этот род разделился на несколько ветвей: К.-Валюжиничей, К.-Хоболтовских, К.-Сехновицких и просто К. В конце XVII и начале XVIII в. Владислав Адамович К. был стольником пинским и старостой житомирским. Его внуком был Фаддей К. (см.)." - т.е.  Анджей (Андрей) Тадеуш (Фаддей) Бонавентура Костюшко.

Непонятно немного, все это имеет смысл, если рассматривать отдельно Костюшко-Сехновицких и просто Костюшко.

Далее, в другом источнике (http://ikobrin.by/kobtur-msexnovichi.php), написано немного по другому:

"Наиболее известными представителями этой ветви были: Ян (1600—1647), в шестом поколении его сын, Александр Ян (1629—1711), подсудок брестский, судья (1697), посол сейма, участник выборов короля Яна III. Александр имел шестерых сыновей и троих дочерей. Из них Августин (1664—около 1722), женатый на Софье Вольской, был судьей гродским трокским; Амброзий (1667— 1721), женатый на Барбаре (из Глевских), был писарем земским, брестским, подчашием, войтом кобринским, городецким; Фаустин (1672—1755), женатый на Виктории (из Грабовских), был подстолием, стражником брестским, хорунжим киевским; Франтишек (1675—до 1722), женатый на Терезе Грабовской, был скарбником волковысским. Имя Амброзия, деда Тадеуша Костюшко, связано с событиями Северной войны. Он являлся в 1706 г. комиссаром по сбору денег с Берестейского воеводства для содержания наемного войска, привлеченного с Саксонии королем Августом II. В борьбе с политической оппозицией брался за саблю. На одном из сеймиков поранил голову Людвига Патея, будущего великого гетмана ВКЛ. В восьмом поколении имел известность сын Амброзия Людвиг Тадеуш (1700—1757), полковник войска ВКЛ, женатый на Текле Ратомской (?—1768)."

Вопрос - если Константин трансформировалось в Костюшко (см. выше), то могло ли имя Амброзий трансформироваться в родовое имя (фамилию) Амбражей?  У меня нет, к сожалению, ссылок на первую часть текста, опубликованную Вами, было бы интересно узнать источник информации. В другой части (http://ikobrin.by/kobtur-msexnovichi.php), судя по всему, ссылаются на семейный архив,  " вывезенный Марией Эстко Вислоцкой в имение мужа в Лыщицы".

Я попробовал поискать по фамилии в списках сосланных участников польского восстания 1863-1864 г.:

Амброжий Егор – муж., 20 лет на 1868 г., шляхтич Гродненской губ., условия ссылки не известны, с 1865 г. находился в Мариинском округе, семьи не имеет, холост – ГУ ГАСО. Ф. 3. Оп. 6. д. 8960.
Амброжий Иван – муж., 29 лет на 1868 г., сослан на водворение, с 1864 г. находился в Мариинском округе, после в Томском округе, взял пособие на домообзаводство, семьи не имеет – Там же.

Ну, остается вопрос, насколько Амбражей соответствует Амброжей, связано ли это каким-то образом с произношением в беларусском/русском/польком языках.

Какова вероятность, что именно этот персонаж мой далекий предок? Что можно почитать на эту тему? Я не историк.

0

146

Вероятность весьма высокая. Амброзий - имя в ВКЛ редкое. Отчество же Амбраж ещё реже.
     80% вероятия.

0


Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство" » Обсуждение материалов проекта » Происхождение крепостных Курской и Орловской губерний