Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова » Обсуждение материалов проекта » Происхождение крепостных Курской и Орловской губерний


Происхождение крепостных Курской и Орловской губерний

Сообщений 1 страница 30 из 146

1

Каково происхождение крепостных Курской и Орловской губерний?
Ведь, насколько я понимаю, в начале 17 в. на этих территориях проживали лишь дворяне-однодворцы и казаки.
Однодворцев потом превратили в гос. крестьян, а часть видимо стала помещиками. (Каков был процент гос. крестьян от всех жителей рассматриваемых губерний в 19 в.?)
А крепостные являются потомками пришельцев из более северных частей России (а может и Белоруси и Украины) после смутного времени?

Каково происхождение крепостных Воронежской, Тамбовской и Пензенской губерний? И процентный состав там крепостных, однодворцев и мордвы? К какому сословию относилась последняя?

Отредактировано Alexy (2007-05-02 12:10:02)

0

2

1. От местных поместных крестьян до Смуты. Курщину же с 1613 г. заселила масса новых служилых людей. Отсюда и невысокий процент крепостных на Курщине по сравнению с Орловщиной. Конкретными цифрами я пока не владею.
      Однодворцы после выведения их из числа дворян составили особое сословие, отличное (более привилегированное) от государственных крестьян.

      2) Каково происхождение крепостных Воронежской, Тамбовской и Пензенской губерний? И процентный состав там крепостных, однодворцев и мордвы? К какому сословию относилась последняя?
      2. В процессе помещичьей колонизации из различных (гл. о. ближайших) регионов. Процентным составом не владею, но значительное число мордвы имелось в Пензенской области.
      Большинство мордвы были государственными крестьянами.

               А. В.

0

3

Т.е до смуты в Северской Земле были кроме однодворцев ещё и крестьяне? В меньшинстве или большинстве?

0

4

Крестьяне -- в значительном большинстве.  Ещё не крепостные, а просто феодально зависимые, но лдично свободные (Юрьев День, а в "заповедные лета" помещичий (но лично свободный) смерд мог уйти, бросив большую часть своего имущества).

         А. В.

0

5

"Курщину же с 1613 г. заселила масса новых служилых людей."
В связи с чем? Ведь репрессий против юго-западных служилых людей, поддержавших Лжедмитриев, не было, если не ошибаюсь?

0

6

После Земского Собора 1613 г. правительство Романовых предоставило в качестве награды "первоополченцам" Трубецкого (в т. ч. и основателю моего рода) "служилые земли" на Курско-Белгородской Засечной Черте. А это более 10.000 дворов.

                  А. В.

0

7

А откуда эти первоополченцы преимущественно были родом? Из прилегающей к Курщине Юго-Западной части Россиии? Т.е. Орловщины, Калужщины и Тульщины?
Или и донские какзаки тоже? Ведь Трубецкой был предводителем казаков.

Отредактировано Alexy (2007-05-08 23:35:45)

0

8

1) А откуда эти первоополченцы преимущественно были родом? Из прилегающей к Курщине Юго-Западной части Россиии? Т.е. Орловщины, Калужщины и Тульщины?
    1. Из разных регионов. Но преимущественно из Вами указанных.

     2. "Казаки" Трубецкого -- квазиказаки. Они самого разнообразного происхождения. Милитаризировавшиеся крестьяне, "обездоленные" горожане, дворяне и "дети боярские". Были даже и княжата. Насчёт Рюриковичей и Гедиминовичей -- не знаю, но мордовские княжата там были.
     Донские же казаки, наоборот, были здорово пополнены в 1610-х гг. разного рода людом из Центральной России, Рязанщины, Северщины и Смоленщины. Донцы-старожилы тоже активно участвовали в Смутном Времени, но всегда возвращались в свои обустроенные станицы.

           А. В.

0

9

Спасибо!
А были ли случаи оседания участвовавших в смуте граждан Речи Посполитой (украинцев и беларусов) сразу после её окончания на московской службе или на Дону, Тереке, Яике.
(Не таких, как Заруцкий, который как я понимаю, ещё до Смуты проживал на Дону и давно был Московским подданным)

Отредактировано Alexy (2007-05-10 14:27:25)

0

10

1. Были ли случаи оседания участвовавших в смуте граждан Речи Посполитой (украинцев и беларусов) сразу после её окончания на московской службе или на Дону, Тереке, Яике ?  Не таких, как Заруцкий, который как я понимаю, ещё до Смуты проживал на Дону и давно был Московским подданным.
      2) Нет !  Восточнополищуки, украинцы и, в меньшей степени (у них сильнее было крепостное право), белорусы тогда (после 1618 г.) расселились на территориях, подвергнувшихся этнической чистке П. Конашевичем-Сагайдачным (ранее на территориях зап. Сумщины, а также центра и северо-востока Черниговщины жило население этнографически близкое брянцам и камаринцам).

               А. В.

0

11

И для белоруской православной шляхты - союзников и соратников тушинцев - тоже нет случаев перехода на Московскую службу? Ведь должны были сохраниться личные контакты?

А почему П. Конашевич-Сагайдачны этнически чистил именно эти местности (зап. Сумщины, центра и северо-востока Черниговщины), а не более глубинные?
Только за то, что они сменили к тому моменту свою проПольскую ориентацию? (Наверное далеко не все сменили?)
Или П. Конашевич-Сагайдачны заранее планировал заселить своими людьми?

Отредактировано Alexy (2007-05-11 13:53:02)

0

12

Тушинцы никогда не были сторонниками Речи Посполитой. А в 1610 -- 1611 гг. они были самой антипольской группировкой Великой Руси.
     Белоруская православная шляхта -- ситуативные союзники тушинцев. До 1609 г.
     П. Конашевич-Сагайдачны этнически чистил именно зап. Сумщину, центр и северо-восток Черниговщины, т. к. планировал заселить их украинским казачеством. Что частично и сделал.

               А. В.

0

13

Спасибо!
На вашем старом форуме читал, что казаки стародубщины или трубчевщины называли себя севрюками, чтобы отличать ся от старообрядцев.
Как я понял, имелись в виду именно казваки украинского происхождения, а не коренные севрюки. В этих районах особого противоборства между украинцами и коренными не возникало?

Были ли в этих северных местах Гетьманщины казаки местного (досмутного) происхождения? А шляхтичи местного (досмутного) происхождения?

Отредактировано Alexy (2007-05-16 14:59:35)

0

14

Севрюки Стародубщины и Трубчевщины явление до Смутного Времени. Лишь небольшая их часть после 1618 г. осталась на Черниговщине, слившись с прибывшими с (и сразу после !) Конашевичем "недореестровыми" казаками. Основная масса севрюков ушла. Кто к однодвлрцам Курско-Белгородской Черты, кто на Самарщину, а кое-кто и к верховским донцам.

     С 1619 г.  особого противоборства между украинцами и восточнополищуками и остатками севрюков не возникало.  Этот остаток частично слился с с украинцами, а частично с восточнополищуками. Во втором случае -- образовав инфрасубэтнос восточнополищуков (под прежним именем -- "севрюки", "сиверки".

    Были и казаки местного (досмутного) происхождения. Но уже во 2-м поколении (с 1648 г.).

             А. В.

0

15

http://www.philipp-bittner.com/Bse/PLAT-STRU/2234.htm
"В 1620 в обстановке растущего освободит, движения на Украине Сагайдачный отправил в Москву посланцев, заявивших о желании реестрового запорожского войска служить России"

Правда ли это?
_____

Отредактировано Alexy (2007-06-13 14:36:37)

0

16

Заодно хочу спросить, о происхождении П. Сагайдачного.

1) Он был из исконно Галицких православных шляхтичей?
2) Или его семью занесло в Галичину толькол в 16 в. (ВЕДЬ КОРЕННЫХ галиц. шляхтичей должно было остаться очень мало после польской оккупации 14 в.?),
3) Или он был из "новых православных" (перешедших из протестантства или католичества, присоединившись к казакам)? По аналогии с Криштофом Косинским, семья которого вроде не православная (дед Ленарт) хоть и руская (происх. из Козина на Волыни).

Или Косинский командовал казаками, не переходя в их веру?
___________________

Отредактировано Alexy (2007-06-13 14:41:15)

0

17

Я читал в какой-то брошюре (уже какой не помню), что дед Конашевича-Сагайдачного из полесских бояров. Он прибыл в сер. 16 в. вместе с группов огнищан В.-К. Острожского, который из-за брака с Тарновской получил в "пользование" её немалые прикарпатские имения. В связи с этим тогда был небольшой "православный ренессанс" в Галичине.

        А. В.

0

18

Большое спасибо за такую интересную информ.!!!

А КОРЕННЫе галиц. православные шляхтичи существовали в 16 в.? Или были полностью вытеснены поляками в 14 в.?

Какое вероисповедание Косинского до и после присоединения к казакам?

Были ли казаки 17 в. этнически польского происхождения (крестившиеся в Православие из протестантов или католиков)?
_--_----_-______-__-___---

Отредактировано Alexy (2007-06-13 16:35:41)

0

19

1) Коренные галиц. православные бояре-шляхтичи полностью сохранили свои позиции. Этнически польских шляхтичей в 14-15 вв. прибыло немного. Да и то в качестве части держателей княжеских (королевских) имений. Большинство галицких бояр окатоличились до сер. 16 в.  Но сохранялось (до нач. 18 в.) и немалое православное шляхетское меньшинство.

    2) Косинский в отрочестве (вместе с отцом) перешёл в католичество. У казаков же вернулся в православие. Мол де "был маленький".

    3) Морозенко (перешёл из католиков в православные). Других пока не знаю.

                А. В.

0

20

А как же дед Ленарт Косинский? Нет же православного святого Леонарда?

"Но сохранялось (до нач. 18 в.) и немалое православное шляхетское меньшинство"
Но оно же несопоставимо по процентажу с аналогичным Волынским?
Дожили ли эти меньшинства до разделов РП?

0

21

1) И Ленарт, и Криштоф -- неправославные имена. По-видимому у шляхтичей Подляшья установилась двойная система имён (крёстные и светские).
   2) На Волыни православная шляхта преобладала дольше. Вплоть до начала 18 в.  В качестве же меньшинства -- и до 3-го раздела РП (Шульги, Достоевские и др.).

       А. В.

0

22

Предки Достоевского (до деда включ.) были униаты или праавославные?

0

23

Один из предков Достоевского успел перейти в католичество. На польках пережениться Достоевские не успели. Сын католика-неофита сразу же после 3-го раздела РП вернулся к православию.

         А. В.

0

24

"На Волыни православная шляхта преобладала дольше. Вплоть до начала 18 в."
У них были какие-то промосковские симпатии (или праказацкие)?
Была ли возможность разделить РП еще при Петре 1, и насколько эти перспективы были реавльны и выгодны России?

0

25

1) Проказацкие симпатии у волынской православной шляхты в теч. кон. 16 -- 17 вв. ослабевали. Большинство её в 1651 г. (воеводское посполитое рушение во главе с православным князем Четвертинским) выступило под Берестечком на стороне короля.
2) Кое-какие промосковские симпатии (и то, лишь у тогдашнего православно-шляхетского меньшинства) несколько усилились между 2-м  и  3-м разделами Польши.
3) У Петра Первого мог появитья шанс (да и то дипломатически проблематичный) на воссоединение части Правобережной Украины если бы не неудача Прутского похода.

        А. В.

0

26

А планОВ совместного с Австрийцами и саксами или пруссами раздела РП тогда не возникало?
Возникал ли такой план при Анне Иоанновне или Елизавете?

Слышал, что при Анне Иоанновне желание разделить высказывали Австрия или один из западных соседей РП, но поскольку Мы полностью контролировали РП, то посчитали невыгодным такой вариант. Правда ли это?

Отредактировано Alexy (2007-06-15 11:47:10)

0

27

От Петра Первого и до Анны Ивановны таких проектов не возникало. Тем паче, что Август Саксонский был (кроме дрезденского курфюрстра) ещё и польским королём.
  При Анне жк Иоанновне и Елизавете Петровне такие разговоры (о разделе РП с Пруссией и Австрией) были, но СПб посчитал тогда более выгодным свой относительный контроль над РП.
  Колиивщина это настроение изменила.

     А. В.

0

28

А в чем выгода? Ведь налоги/дань не поступали? Или как союзник/дружественный нейтрал в войнах с Турцией?

Слышал, что у Августа Моцного в какой-то момент были и идеи присоединить кусок к собственно Саксонии, которыми он поделился с Петром?

Правда ли, что все последующие Сакс. курфюрсты до 19 в. включ. были уже католиками, хотя и потеряли Пол. корону?

Кто такие Шульги?

Часть Достоевских ведь осталась на Пиньщине, где их "родовое гнездо" Достоево. И еще в 16 в. в их роду появились католики. Есть ли сейчас Достоевские католики (поляки)?

Отредактировано Alexy (2007-06-15 15:00:11)

0

29

1) Разговоры были.  Август Моцный шантажировал ими сторонников Станислава Лещинского. Тем паче, что Саксония не граничила с РП.
  2) Я ничего не знаю о вероисповедании Августа и его наследников.
  3) Шульги -- полесский род -- предки Шульгиных.
  4) Достоевских-поляков не было и нет. Об их заигрывании с католицизмом в 16 в. не слыхал.  Но известны тогдашние "метания" бояров-шляхты. Принимали католичество, переходили в кальвинизм, возвращались в православие.  Окатоличивание бояров в 16 в. ещё не было (как в 17 -- 18 вв.) бесповоротным.

     А. В.

0

30

Я имел в виду граждан современной Польши. Понятно, что Достоевские по происхождению или белорусы или литовцы или эмигрировавшие в Литву москвичи Ртищевы (татарского пооисхождения).

Один Достоевский при Батории стал не православным.

Вот тут, то что я нашел о предках Дост. в интернете:
http://probelarus.ru/index.php?name=PNp … &t=652
см. длинное предпослед. сообщение

"Саксония не граничила с РП" Силезия ведь в нач. 18 в. не захвачена ещё Пруссией?

А в чем выгода относительного контроля над РП.? Ведь налоги/дань не поступали? Или как союзник/дружественный нейтрал в войнах с Турцией?
_____________________________________________________

Отредактировано Alexy (2007-10-10 14:54:43)

0


Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова » Обсуждение материалов проекта » Происхождение крепостных Курской и Орловской губерний