Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство" » Обсуждение материалов проекта » Происхождение крепостных Курской и Орловской губерний


Происхождение крепостных Курской и Орловской губерний

Сообщений 61 страница 90 из 146

61

А зачем устраивалили казацкие отряды из белорусов? Или это только идя навстречу украинцам?

Отредактировано Alexy (2007-10-18 20:56:43)

0

62

Я имел в виду украинское казачье войско в Белоруссии под командыванием И. Золотаренко, а затем И. Нечая.

               А. В.

0

63

Спасибо!

А что это за инцидента вокруг И. Кунцевича, после которого религиозные страсти в ВКЛ поутихли?

http://www.philipp-bittner.com/Bse/PLAT-STRU/2234.htm
"В 1620 в обстановке растущего освободит, движения на Украине Сагайдачный отправил в Москву посланцев, заявивших о желании реестрового запорожского войска служить России"
Правда ли это?

0

64

1)  И. Кунцевич насильно (с убийствами) насаждал эрзац-унию и сам был убит.  Виленское правительство наказало "бунтовщиков", но и высказало "порицание" действиям Кунцевича.

   2) В 1620  Сагайдачный действительно отправил в Москву посланцев, заявивших о желании реестрового запорожского войска служить России.  Это был дипломатический манёвр, припугивающий польское правительство.

            А. В.

0

65

А каково поисхождение Гоголей-Яновский? Почему они Яновские? Неужели поляки?

0

66

Яновские — потомки православного священника Ивана (сына Якова) 1-й пол XVII века. Где-то в Киевском воеводстве. Старший сын его Демьян (как раз накануне 1648 г.) претендовал на шляхетство и из снобистско-конформистских побуждений именовал себя не "Ивановский", а на польский манер "Яновский". Его претензии на шляхетство были взяты на рассмотрение. А по сыну и отца (который тогда был ещё жив) "обфамилили" как "Яновского". Оба они после начала Хмельниччины были (друг за другом) священниками в лубенском полку.
    Брат Ивана-Яна -- Фёдор Яковлевич -- основал свой старшинский род (уже при Хмельницком) -- Гоголей.
   В дальнейшем обе ветви потомков Якова (отца Ивана-Яна и Фёдора-Гоголя) каким-то образом наследовали друг у друга (подробности в семейных преданиях и в документах запутаны) имущество и, в итоге, и те, и другие выработали единую фамилию -- Гоголи-Яновские.

         А. В.

0

67

Христос Воскрес!

Огромное спасибо, Александр Васильевич!

1) А точно ли дед Ф М Достоевского Андрей Михайлович был православным а не униатским священником?

3) Нашел одного польского или литовсого подданого, который в процессе смуты стал служить Руси: ротмистр Хмелевский

Наступил вечер, когда Минин дал сигнал к контратаке. Взяв с собой ротмистра Хмелевского с тремя сотнями дворян, он переправился через Москву-реку и остановился против Крымского двора, где находились две роты неприятеля http://www.hrono.info/sobyt/1600sob/1612mos.html

Правда уже в1614 этот Хмелевсий решил смыться из России: http://bibliotekar.ru/reprint-18/index.htm

Отредактировано Alexy (2010-04-06 19:09:22)

0

68

двоюродный дед Достоевского — В.М. Котельницкий, профессор фармакологии Московского университета http://slovari.yandex.ru/dict/mos/artic … /50948.htm

Каково происхождение этих Котельницких (это род матери писателя)?

0

69

abakumov написал(а):

Были и казаки местного (досмутного) происхождения. Но уже во 2-м поколении (с 1648 г.).

А какие-то более-менее известные казацкие лидеры в до или послехмельницкий период были рождены (или их отцы рождены) на московской территории (куда до смуты входила и Черниговщина)?

Может Остряныця (Острянин)? Или Остер был русским только в начале 16 в?

0

70

abakumov написал(а):

3) Морозенко (перешёл из католиков в православные). Других пока не знаю

Станісла́в (Нестор) Морозе́нко (Морозови́цький, р. н. невід.— †1649) — військово-політичний діяч Хмельниччини, за походженням з галицько-подільського шляхетського роду. Навчався у Краківському і Падуанському університетах, з 1638 — полковник реєстрового козацького війська. В 1645 — 1649 — полковник корсунський, організатор військових дій на Поділлі, брав участь в битві під Пилявцями, керував кіннотою під Збаражем, де загинув у бою

«Покозачена» шляхта из ранее полонизированных украинских родов внесла в стихию освободительной революции высокообразованность, знакомство с Западом и его культурой, государственный опыт, полученный на высоких должностях в Речи Посполитой. В этот сложнейший период нашей истории Выговские, Мрозовицкие, Нечаи, Кричевский, Богун, Немирич и другие сыграли свою выдающуюся роль в формировании дееспособного государственного организма Украины.

Разве Мрозовицких на стороне Украины было несколько?

Как я понял, Станислав Мрозовицкий (Морозенко) и Станислав (Михаил) Кричевский перешли в итоге в православие
А родились они католиками?

0

71

Станислав Мрозовицкий (Морозенко) родился католиком. Хотя его далёкие предки были православными галицкими боярами, окатоличившимися где-то в нач. 16 в.
    Михаил Кричевский родился православным. Где-то в нач. 1640-х гг. перешёл в католичество, а в 1648 г. вернулся в православие.

         А. В.

0

72

Остёр в кон. 15 -- 16 вв. оставался в ВКЛ.

     А. В.

0

73

Огромное спасибо, Александр Васильевич!,
А откуда эта информация про Морозовицкого и Кричевского?
Из каких-то польских исследований? Или украино- или русскоязычных исследований?

0

74

К концу жизни Константин Константинович Острожский пережил несколько неприятных событий: два его сына — Иван и Александр перешли в католическую веру, младший сын был отравлен слугой, любимая племянница сошла с ума

Где-то читал, что Алесандр Острожский считается православным святым. Может Александра (которого по моему как раз и травили) перепутали с младшим сыном (Василия-)Константина Константиновича Острожского - Константином?

Так Александр становился католиком или нет? Ниже приведенный отрывок вроде свидетельствует, что нет:

В декабре 1603 г. слугою был отравлен сын князя Василия-Константина Отсрожского - Александр Острожский. Поскольку Василий Острожский был ярым и самым влиятельным сторонником православия, то в смерти его сына винили езуитов. Второй сын Василия-Константина - Януш принял католичество. Кстати, все четверо сыновей Александра Острожского умерли в возрасте примерно 20 лет (просто мистика какая-то), а его дочь Анна-Луиза была такой ревностной католичкой, что эксгумировала труп отца и перекрестила останки по латинскому обряду

Жена Алексндра Константиновмча Острожского вроде была Анна Костка. Она полячка или руская?
И была у него еще одна жена. Какая из жен была матерью его детей - Анны-Алоизии(Гальшки), Константина и Ивана (и ещё 2-х сыновей -- ?)?

Отредактировано Alexy (2010-04-15 11:07:06)

0

75

Все дети К К Острожского, в т.ч. и Православный Святой Александр, родились от С. Тарновской?

Тарновские польского происхождения?

София Тарновская всегда была католичкой? Или перешла в Православие, выйдя замуж?

0

76

София Тарновская всегда была католичкой. По рождению.
  Но не знаю, о Тарновских. Галицко-боярский ли это род, окатоличенный в 15 в. ?  Или же "уродзённые" ляхи?

            А. В.

0

77

А насчколько эта карта религий в РП на 1573 правдива?
Наверное там показаны религии только для шляхты? Но католики среди шляхтичей Волыни тогда не могли составлять 50%, если даже все князья там были  ПРАВОСЛАВНЫМИ?
И я всегда думал, что литовцы были больще подвержены кальвинизму, чем поляки?
http://ru.wikipedia.org/wiki/Брестская_уния_(1596)
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c … d_1573.PNG

увеличить

Отредактировано Alexy (2010-07-09 14:13:35)

0

78

Действительно !
   Эта карта отображает религиозность шляхетства.
     Но и она неверна.
  Сразу после Люблинской Унии в шляхту были "повёрстаны" (кроме ВКЛ-ских пани-радцев, воевод и старост) практически все ВКЛ-ские бояры-католики. Процесс же "ошляхтения" бояров-православных тогда затянулся.
    Если же брать только феодалов, то Волынь, Берестейщина, большинство виленских и подляшских староств, часть ковенских староств должны быть окрашены на этой карте в зелёный цвет.

         А. В.

0

79

1) И наверное кальвинисты не жили так компактоно, как нарисовано ни в Польше ни в Литве?

2) Действительно ли кальвинистов было особо много в Приграничных с Жмудью землях собственно Литвы?

abakumov написал(а):

Процесс же "ошляхтения" бояров-православных тогда затянулся

3) А куда впоследствии делися эти бояре-православные? Неужели вымерли кроме нескольких тысяч?

Панцирные бояре занимали промежуточное положение между крепостными крестьянами и шляхтой. В шляхетское сословие не входили. Жили преимущественно на территории Полоцкого и Витебского воеводств, в 1597 за ними закреплены Непоротовичское, Езерищенское и другие воеводства.

Согласно великокняжеским привилеям панцирные бояре имели земельные наделы с правом наследования, за это несли военную службу. Некоторые владели крестьянами, но большинство из них обрабатывали землю сами; им разрешалось жить в городах и заниматься ремеслами и торговлей.

После присоединения Белоруссии к Российской империи при первом разделе Речи Посполитой в 1772 г. панцирные бояре были причислены в дворцовое ведомство и «во всём поверстаны» с дворцовыми крестьянами. В 1782 их было 6168 человек. 3412 панцирных бояр в 1807 уравнены в правах с казаками, остальные записаны в разряд государственных крестьян

4) В каком смысле за ними были закреплены целые воеводства?

5) "В 1782 их было 6168 человек" - они все были православными или униатами, но не римокатоликами?

6) "3412 панцирных бояр в 1807 уравнены в правах с казаками" - и их отправили на Кавказ?

0

80

abakumov написал(а):

Станислав Мрозовицкий (Морозенко) родился католиком. Хотя его далёкие предки были православными галицкими боярами, окатоличившимися где-то в нач. 16 в.    Михаил Кричевский родился православным. Где-то в нач. 1640-х гг. перешёл в католичество, а в 1648 г. вернулся в православие.

Что-то много еятелей происходило из Галичины? Правда ли, что и предки Хмельницкого оттуда? Или они из (западного) Подолья? А предки Кричевского, Немирича и Богуна и Мазепы-Колединского откуда?

0

81

Михаил Хмельницкий -- подолянин.
   Кричевские -- белорусские бояры. Младшая их ветвь в кон. 16 в. перебралась в Киевское воеводство.
   Немиричи, Мазепы и Богуны -- из Среднего Поднепровья.

         А. В.

0

82

Спасибо!
А на мое предпоследнее сообщение Вы бы могли ответить?

0

83

1) И наверное кальвинисты не жили так компактоно, как нарисовано ? Ни в Польше ни в Литве?
1. Конечно.

2) Действительно ли кальвинистов было особо много в Приграничных с Жмудью землях собственно Литвы?
2. Да.

3) А куда впоследствии делися эти бояре-православные? Неужели вымерли кроме нескольких тысяч?
3. Постепенно, так или иначе принимались в шляхту. Вне зависимости от того принимали они католичество или нет. Хотя первые перетекали в шляхту быстрее.
     Бояры Гетманщины -- поголовно показачились.

Панцирные бояре занимали промежуточное положение между крепостными крестьянами и шляхтой. В шляхетское сословие не входили. Жили преимущественно на территории Полоцкого и Витебского воеводств, в 1597 за ними закреплены Непоротовичское, Езерищенское и другие воеводства.
Согласно великокняжеским привилеям панцирные бояре имели земельные наделы с правом наследования, за это несли военную службу. Некоторые владели крестьянами, но большинство из них обрабатывали землю сами; им разрешалось жить в городах и заниматься ремеслами и торговлей.
После присоединения Белоруссии к Российской империи при первом разделе Речи Посполитой в 1772 г. панцирные бояре были причислены в дворцовое ведомство и «во всём поверстаны» с дворцовыми крестьянами. В 1782 их было 6168 человек. 3412 панцирных бояр в 1807 уравнены в правах с казаками, остальные записаны в разряд государственных крестьян.
4) В каком смысле за ними были закреплены целые воеводства?
4. Им выдавались в землепользование (с наследованием института землепользования подтверждением) королевские (велико-княжеские) земель означенных воеводств.

5) "В 1782 их было 6168 человек" - они все были православными или униатами, но не римокатоликами?
5. Как мне кажется, -- и теми, и другими, и третьими.

6) "3412 панцирных бояр в 1807 уравнены в правах с казаками" - и их отправили на Кавказ?
6. Да.  Но любой из них мог и отказаться. Такие становились дворцовыми или государственными крестьянами.

     А. В.

0

84

И есть сейчас среди Кубанцев или терцев потомки этих белоруских панцирных бояр?

0

85

Среди терцев (кизлярцев, верхне- и средненадтерекцев).

      А. В.

0

86

Спасибо!
А известно ли, когда предки Костюшко приняли католичество?

0

87

Где-то в 1-й пол. 17 в.

       А. В.

0

88

А какие-то подробности (например правосл и катол имена) тогдашних предков Косцюшко есть?

0

89

Костюшко, дворянский род

     В исторических документах древний род предков Костюшко упоминается с 1458 года. До 17 ст. предки Андрея Тадеуша носили прозвище «Костюшко-Сехновичские». Это был небогатый дворянский род белорусского происхождения, известный своими небольшими владениями на Берестейской земле. В течение нескольких веков Костюшко сменили и религию и язык. Самый далёкий известный предок рода Костюшко Фёдор получил от великого князя ВКЛ и короля Польши Казимира IV Ягелончика за верность и на вечные права имение Сехновичи с двумя близлежащими дворами. Сыну своему Фёдор дал имя Константин, которого очень уважали и любили Александр I Ягелончик и Жигимонт I Старый. Последний ласково называл его Костюшкой, наделив его правом пользоваться гербом под названием «Рох III». Собственно с этой поры берёт начало фамилия Костюшко. Женой Константина (Костуся) стала Анна Гольшанская, происходившая с княжеского рода, породнённого с польскими королями и великими князьями ВКЛ через браки сестёр Гольшанских с Ягайло и Витовтом. Род Костюшко постепенно разросся и разветвился, многие из этой семьи занимали не последние места в военных походах и в период смуты в истории Речи Посполитой под названием «Потоп», при Берестейском дворе среди духовенства. Старший сын Константина Иван Костюшко отличился в Ливонской войне, защищая своё Отечество от вторжений Московского царства и погиб в крепости Динабург в 1578 году. Его сын Андрей служил полковником войска ВКЛ, а внук Павел являлся писателем, другой внук Николай избирался депутатом сейма от Новогрудского повета. Первый сын Павла Пётр имел должность комиссара в сейме от Пинского повета, второй сын Казимир был старостой венденским, третий – Ян служил в армии и четвёртый – Франтишек занимал должность виленского обозного. Адам Костюшко - Сехновичский, сын Казимира, получил должность виленского подчащего. Прадед Андрея Тадеуша Костюшко Александр Ян был подсудком, а дед Амбражей служил писарем в земском суде города Брест – Литовска. Многие из рода Костюшко ревностно несли пастырскую службу. В частности, Самуил Костюшко был миссионером и признанным предсказателем, Иван Костюшко в 1691 году являлся деканом Шерешёвской парафии, Михаил и Марьян Костюшко служили миссионерами в Турции, где почили в 1674 году.
Отец Андрея Тадеуша Людвик Костюшко отличался энергичным и твёрдым характером, никаких должностей не занимал, имел звание мечника Брестского воеводства и полковника, хотя в армии не служил.
Мать Андрея Тадеуша Фёкла (Текля) была православной прихожанкой и происходила с известного в Беларуси рода Ратомских. Детство её было очень тяжёлое. Как пишет местный исследователь Глеб Тишук, Текля родилась в 1718 году в Оршанском повете. Её дед в 17 ст. приобрёл фольварок Кричин, который размещался на левом берегу реки Березины (теперь Борисовский район). Отец Текли Флориан Казимир Ратомский был женат с Бригитой рода Романовичей, которая родила двух дочек и умерла сразу после рождения Текли. Флориан женился другой раз с Ружей рода Карибских, прожил с ней 10 лет, сильно болел и умер в своём имении Дразы, оставив мачехе своих дочерей – сироток Барбару 11 и Теклю 10 лет.
Через полгода после смерти мужа мачеха Розалилия в 1729 году вышла замуж за дразовского эконома Андриана Рихлицкого. Опекуны малолеток – сирот, назначенные Главным Трибуналом ВКЛ, докладывали о тяжёлой жизни сирот, о том, что мачеха часть наследственного имущества Барбары и Текли распродала, часть вывезла в имение своего отца, детей – сирот держала в недостатке, никакого образования и воспитания им не давала, зло относилась к своему больному мужу Флориану Казимиру (деду Андрея Тадеуша по материнской линии) и наконец выгнала их из дома. Сирот вначале приютил родной дядя Бенедикт Ратомский, а после его смерти тётя Тереза Ратомская, у которой они воспитывались пока не вышли замуж.
В I половине 1739 года Людвик Кастюшко, как его шутливо называли в то время «старым холостяком» женился с Теклей. Жили они постоянно в любви, мире и согласии. Посватал Теклю Людвику, вероятно, бискуп Юрий Казимир Анцюта, референдатор ВКЛ, который был женат с Кларой Костюшковной, родной сестрой будущего деда Андрея Тадеуша Амбражея Костюшко – Сехновичского.
Людвик задолго до своей женитьбы выиграл судебное дело у князя Сапеги на право аренды и наследования фольварка Мерачёвщина, где поселился в 1730 году, и куда позже привёз свою молодую жену Теклю. Женившись с Теклей, Людвик Костюшко продал её имение Дразы за 12 тыс. злотых и одновременно хозяйствовал в Сехновичах. Большая часть Сехновичского имения (Большие Сехновичи) была собственностью Павла Костюшко с другой линии рода, а Людвику принадлежали Малые Сехновичи с 19 крестьянскими дворами.
У Андрея Тадеуша были две старшие сестры – Анна, Екатерина и брат Иосиф. Екатерина и Иосиф умерли до 1794 года, Анна ушла из жизни в 1814 году. Отца Андрея Тадеуша не стало, когда ему было всего 12 лет. Внезапная смерть отца летом 1758 года, оставила глубокий след в душе мальчика. Отпевали Людвика Костюшко ксёндзы монастыря кармелитов из Крупчиц, бернардинов со Слонима, униатские священники и дьяки со Здитова и Вежек, православного братства со Здитова и Сехнович. Как утверждает Тадеуш Корзон, вся окрестность до Бреста при погребении Людвика Костюшко была наполнена прощальным звоном колоколов церквей и костёлов в округе, в том числе монастырей бернардинов в Бресте и доминиканов в Тересполе, которым в своё время пожертвовал покойный отец Андрея Тадеуша по 1000 золотых. Прах отца, матери, деда, бабушки, прадеда, брата Андрея Тадеуша Иосифа покоились в крипте Сехновичской часовни – усыпальницы, построенной прадедом недалеко от усадебного дома, уничтоженной в конце 19 ст.

      Похоже, что по линия Анджея-Тадеуша католичество принял Павел Андреевич с сыновьями. Где-то в 1-й пол. 17 в.

              А. В.

0

90

Косинский в отрочестве (вместе с отцом) перешёл в католичество. У казаков же вернулся в православие. Мол де "был маленький"
Морозенко (перешёл из католиков в православные)

А были ли казаки, перешедшие из протестантства в Православие?

0


Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство" » Обсуждение материалов проекта » Происхождение крепостных Курской и Орловской губерний