Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Новороссия и духоборы

Сообщений 31 страница 38 из 38

31

Обращение Павла Губарева и Игоря Ивановича Стрелкова к Россиянам и соотечественникам
А не воставiщь владь наше едiне iесть Хорс а Перуне Яро Купавла Лад а ДажБо А колiжде Купавла прiдебе вЪнчЪ кiе же взлеже на главЪ Го сетщена од вЪтвiя злена а цвЪте а плоды тен щас iмЪхом бытi длеко по НЪпрЪ а до Русе скакаште О смрте наше не мслехом ста а жiвот наш на полi есть красен Бiе крыдлЪма МатырьСваСлава а жеще намо iте до сЪще А не махомь iте i нам нi до ядва брящна тукы смащена неботь iмяхом спате на сыре земЪ а ясте трву злену доскудь не бенде Русь волна i сылна
И не оставил (не бросил) владеть нами единственно - это Хорс и Перун, Яро, Купало, Ладо и Даждьбог. А когда Купало придет в венчике, который возложен на главе его, сплетенном из ветвей зеленых и цветов и плодов, в тот же час мы должны быть далеко по Днепру и до Руси скакать. О смерти нашей мы мыслить не станем, а жизнь наша на поле прекрасна. Бьет крылами МатерьВсехСлава и жечет нам идти на сечу. И не можем не идти, и нам не до еды-кушанья, сала смачного, не бость придется спать нам на сырой земле и есть траву зеленую, до тех пор, пока не будет Русь вольна и сильна
http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/5000000/4966000/4965614-b2e3185e7cb42a89.jpg
Обращение Павла Губарева к Россиянам и соотечественникам 17 июня 2014г.
Сегодня здесь на Донбассе – в Славянске и Краматорске, в Донецке и Луганске, в городах и поселениях Новороссии – решается судьба Русского Мира. Решается судьба нашей общей Родины - Большой России. Сегодня здесь мы воюем не только за Донецкую и Луганские народные республики – мы воюем за русскую культуру, за русский язык, за русскую историю, за саму сущность России!
Мы твердо убеждены, что мы стоим не только за свои города, но и за города России: за Москву, за Ростов-на-Дону, за Волгоград, за Хабаровск, за Владивосток. Если мы сегодня сдадим наши позиции – завтра такое же горе может прийти в семьи наших российских собратьев. Помимо меня это понимание разделяют многие люди не только здесь и не только в России, но и в других странах мира. С самых разных уголков планеты к нам едут добровольцы, чтобы влиться в ряды нашего ополчения.
Нам обещали, что нас сотрут с лица земли до инаугурации нового президента Украины. Нам это обещают вот уже два последних месяца. Но мы до сих пор стоим и не сдаемся. Нас утюжат авиацией и артиллерией, жгут минометами и «градом». Но мы боремся, мы сражаемся и воюем до последнего, потому что мы убеждены, что наша борьба – это борьба за Русский Мир перед лицом агрессии Запада против русской цивилизации.
Мы прекрасно пониманием, что Запад сейчас всеми силами пытается втравить Россию в войну с Украиной, чтобы списать на нее все свои внешнеполитические просчеты и обелить все свои коварные планы и замыслы. Вместе с тем, мы вынуждены признаться, что без помощи России нас ждут большие потери среди наших ополченцев и гражданского населения. Вскоре счет может пойти на тысячи людских жизней. Наши силы на исходе. Украинская карательная армия сбрасывает на наши головы тонны свинца и металла, тонны огня и снарядов. В результате гибнут мирные безоружные люди: старики, женщины и дети. Эти твари – нацистские уроды – не остановится не перед чем, чтобы выполнить приказы своих хозяев – лидеров стран Европы и США.
Мы видим, что мировое сообщество не желает бороться за жизни мирных жителей Донбасса, предпочитая отмалчиваться и стоять в стороне. Поэтому для нас единственным спасением является помощь России. Но мы знаем, что некоторые кремлёвские помощники и влиятельные круги отговаривают Президента России от принятия решения о поддержки нас в нашей борьбе. Как вчера обозначил в своем обращении министр обороны Донецкой Народной Республики Игорь Иванович Стрелков: если военной помощи не будет - военное поражение ДНР и ЛНР неизбежно...Противник отрежет нас от границы и методично удушит, попутно "зачистив" территорию и одномоментно выбросив в РФ миллион-два полностью обездоленных и озлобленных беженцев. К Путину со скорбными лицами придут группой "благодарные олигархи", вытолкнут вперед "великого комбинатора" Суркова, и тот все объяснит тихим вкрадчивым голосом: "Мы сделали все, что могли, но эти... никуда не годные донецкие бандиты сами все провалили, и мы ничем не можем им помочь, кроме как рискуя ядерной войной... Они сами-себя наказали... Не стоит рисковать... Надо потерпеть... Мы потом все исправим... С Порошенко можно договориться... Тактическое отступление... Воевать мы не готовы... Крым все равно отвоевали... и т.д., и т.п. -
Тем не менее, от своего имени, хотел бы выразить уверенность, что Владимир Владимирович Путин примет свое суверенное решение, которое спасёт много жизней. Мы верим, что народный лидер России примет необходимые меры по защите своих соотечественников.
Мы надеемся на силу Россию! Мы верим в ее Президента! Мы ждём дня нашей общей победы!"

Интервью Командующего войсками ополченцев в Славянске Игоря Стрелкова 16 июня 2014г.

Сейчас вы слышите разрывы, противник обстреливает тяжелой гаубичной артиллерией из нескольких батарей окрестности Славянска и город Краматорск. Обстрел идет массированный исключительно по городским кварталам и промышленным предприятиям. Если Славянск уже привык к постоянным, непрерывным, ежедневным, еженощным обстрелам, то в Краматорске сейчас началась паника. Впервые там тяжелыми снарядами накрыты панельные дома, частный сектор. Там пожары, взрывы, масса убитых и раненых.
Это делается для того, чтобы показать всем городам Донбасса, что будет с ними дальше. Они разнесли Славянск. Отсюда в Россию сбежало более половины населения. Сейчас они разобьют Краматорск, он больше Славянска. Мы получим еще несколько десятков тысяч беженцев, значительная часть из которых окажется в России. Россия к приему десятков, сотен тысяч, а потом и миллионов беженцев, насколько мне известно, совершенно не готова. За Краматорском пойдут Дружковка, Константиновка, Горловка, Макеевка, Донецк, Луганск, далее — везде. Как действует украинская армия, мы видим. Она бьет не по позициям ополчения, а по инфраструктуре. Обещают пустить ремонтные бригады и обстреливают их. Утверждают, что мы бьем по собственным школам, водоочистным сооружениям. Это все делаем мы, террористы, они — не при чем.
Короткий прогноз. Основные силы пехоты и танков противник перебросил на север Луганской области и на юг Донецкой. Ежедневно они продвигаются вперед на 10-15 километров, методично отрезая «мятежные» регионы от границы с Россией. Отрезая от помощи всем. Начиная от оружия и боеприпасов, которые гипотетически когда-нибудь могут быть поставлены, до продовольствия и лекарств. Смею вас заверить, если Россия не примет срочных мер, то они добьются успеха.
Даже несколько тысяч ополченцев, которые сосредоточены сейчас вдоль границы, с несколькими танками, несколькими орудиями, пусть с большим количеством пулеметов и гранатометов все равно не смогут долго противостоять авиации, артиллерии, массе танков. Соотношение танков может оцениваться 1 к 500, БМП — 1 к 300, 1 к 800 — артиллерия, про авиацию я молчу. Пройдет неделя, две, три, может быть месяц, самые боеспособные части ополчения будут обескровлены и рано или поздно разбиты и уничтожены. То, как противник действует, мы видели в Мариуполе. Они окружили город, блокировали блокпостами, использовав технику, отрезов от возможности оказать помощь. После этого туда вошли отряды карателей. Это спецподразделения так называемых добровольцев, а по факту — наемников - «Азов», «Донбасс» и прочие. После этого они зачищают город от немногочисленных ополченцев и идут к следующему городу. А в этот город вводится гарнизон, который полностью занимает ключевые пункты, зачищает всех недовольных, помещает их в фильтрационные лагеря, пункты... Вот что нас ждет.
Теперь о спорах общественности, предлагается альтернатива между полномасштабной войной и невмешательством в дела Новороссии. Что представляет из себя невмешательство — внедрение в российское общество надежды на то, что местные русские сами, без помощи России смогут защитить Новороссию, отразить натиск противника и держаться столько, сколько необходимо. Чтобы дать России время на принятие какого-то решения. Второе — это убеждение, что начало войны невыгодно для России, приведет к тяжелым экономическим последствиям. Могу сказать, что война, которая сейчас уже идет, окончится для России в экономическом плане крайне тяжело — это неизбежно по факту. Она пострадает экономически от этой войны, потому что она вовремя не вмешалась, не ввела миротворческие войска. Когда можно было занять весь Донецкий и Луганские регионы, восставшие против противника. Это можно было безболезненно сделать сразу после референдума. Она не ввела, и с этого момента мы начали терпеть поражение.
Теперь ввод миротворцев просто невозможен без масштабной войны, без ударов авиации, без огня артиллерии, без вторжения танков, без частичной мобилизации российской армии. Честно вам скажу, мы тянем время, производится мобилизация как людей, так и скудных ресурсов. Но мы за противником не успеваем. Некоторые думают, что украинская армия — плюнь на нее, она рассыпется. Рассыпется, только встретить способного хоть сколько-нибудь ей противостоять. А здесь у нас сражение не Давида с Голиафом, а слона с муравьем. Муравей может очень сильно покусать слона. Но даже старый больной слон его задавит. Даже если ноги подогнутся, он задавит своей массой. Не надо забывать, что противник получает и финансовую, и экономическую, и военную помощь от всей Европы и США. Гривна после двух месяцев войны держится не потому, что это твердая валюта. Это просто смешно. Неужели кто-то думает, что при такой массированной поддержке мы сможем здесь устоять. Да, мы можем держать Славянск и месяц, и полтора, но рано или поздно нас все равно уничтожат. Мы не можем перекинуть наш гарнизон в другой город, не оставив эту территорию. Мы можем организовать пять славянсков, которые будут окружены и уничтожены вместе со всем населением. Альтернатива войне либо полной сдаче Новороссии только одна — это немедленное признание де-факто Новороссии, Луганской и Донецкой народных республик и оказание им реальной, крупномасштабной и срочной военной помощи. Я обращаюсь к России как командир ополчения Донецкой народной республики и как патриот России и русского народа. Это можно рассматривать как обращение от имени донецкого ополчения.
По оперативной обстановке. Сейчас под Славянском сосредоточено пять гаубичных батарей противника. Это двадцать полноценных тяжелых орудий калибром от 122 и выше. Четыре-пять минометных батарей калибра 120 и 80 мм. Противник хорошо укрепился на своих позициях, его пехота по численности превышает нашу. Кроме того, на каждом блокпосту силы противника равны силам нашего ополчения в Славянске и Краматорске. Всем силам. Про исправность техники я и не говорю. У нас нет ни одного танка. У противника они на каждом блокпосту. У блокпоста на повороте на Красный Лиман находятся шесть танков. Если я пошлю ополченцев штурмовать этот блокпост, их сначала накроют в чистом поле минометным огнем. Затем с большой высоты по ним отбомбится авиация, потом их накроют гаубицами, а потом танки их раздавят. И получится у нас второй донецкий аэропорт, только с еще большими потерями. Когда ополченцы обескровленные откатятся на исходные позиции, им уже будет нечем не только наступать, но и обороняться. И такая ситуация на всех участках фронта. Мы можем кусать противника, можем атаковать с флангов, может действовать диверсионно-разведывательными группами и уничтожать в день по одной-две единицы бронетехники. За счет героизма бойцов, которые способны проникать в глубокий тыл противника и бить его в упор. Но изменить ситуацию одним героизмом, одним стрелковым оружием, гранатометами и несколькими минометами мы не сможем. Мы можем только обороняться.
К сожалению, противник везде превосходит нас, на каждом участке фронта. Ходят слухи о наличии у нас бронетехники, танков... Нигде так не врут, как на войне и на рыбалке. Я знаю, что Алексей Мозговой провел хорошую операцию, кое-что захватил, кое-что уничтожил. Но этого очень мало. Противник может восполнить из бесконечных советских запасов любое количество подбитой или захваченной техники. У нас нет даже тыла для ремонта бронетехники, нет ни запчастей, ни поставок. Одна БМП не сможет противостоять 20-30. И даже три танка, старых-престарых, которые с трудом восстановили в Горловке, даже эти три танка не смогут противостоять тридцати. Шестидесяти, девяноста танкам. У украинской армии счет идет на сотни танков. Не говоря о том, что сверху летают Су25, которые хоть иногда и сбивают, но они держат полное господство в воздухе. -

Заявление Игоря Стрелкова из другого обращения в эти дни

Решил вынести на всеобщее обозрение один текст из личной переписки (с поправками). Прошу распространить. Дальше молчать, в надежде, что на "большой Земле" кто-то "образумится" уже нельзя.
Поскольку привык прогнозировать на несколько шагов вперед, нахожусь в "прострации". Нынешний "разгром" экономики и населения я предвидел еще полтора месяца назад и призывал к вводу миротворцев, чтобы его предотвратить. Никто не обратил внимания. Теперь поздно - миротворцы сюда без боев войти тупо не смогут. Теперь я призываю к СРОЧНОМУ ОКАЗАНИЮ МАСШТАБНОЙ ВОЕННОЙ ПОМОЩИ. Она не поступает. Через неделю-другую (а то и раньше) может последовать военный разгром значительной части вооруженных отрядов ДНР и ЛНР. Потому как соотношение в тяжелом вооружении просто неподъемное...Когда Донецк и Луганск будут полностью заблокированы также, как Славянск, в полный рост встанет вопрос о либо : 1) прямом вводе войск (который прямо провоцируют укры) и полномасштабной войне; 2) полном "сливе" Новороссии (на что они сильно надеются), И не уверен, что данная дилемма будет решена первым способом. Скорее наоборот.
Мы можем сжечь еще хоть сотню БТР и перебить еще хоть 5000 солдат - общий баланс сил от этого практически не изменится... Ну, соотношение станет не 1 к 15, а 1 к 14, на пример.... Почти каждый день мы оставляем по крупному населенному пункту - их некем и нечем защищать. А отбить не можем ни одного - так как нечего противопоставить укрскому тяжелому вооружению и воевать более-менее успешно можно только в обороне.
Так откуда быть оптимизму? От собственных мелких успехов? Они чисто тактические. А стратегически мы уже давно начали проигрывать. Я вижу откровенный саботаж в подходе российских высших чиновников к вопросу о поддержке Новороссии. Он проявляется во всем. Полагаю, что он вполне сознательный. Иначе не объяснить факт, что до сих пор ДНР и ЛНР не признаны даже "де-факто" и им не начаты поставки "край" как необходимого вооружения и снаряжения. Да, Путин по факту дезавуировал (интересно бы узнать - с чьей подачи?) заявления о готовности защищать русское мирное население Донбасса. АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕ ПРЕДЛОЖЕНО НИКАКОЙ.
Если военной помощи не будет - военное поражение ДНР и ЛНР неизбежно. Будет оно неделей раньше, или месяцем позже - роли не играет. Противник отрежет нас от границы и методично удушит, попутно "зачистив" территорию и одномоментно выбросив в РФ миллион-два полностью обездоленных и озлобленных беженцев (последствия для экономики и социальной среды, надеюсь, понятны?).
К Путину со скорбными лицами придут группой "благодарные олигархи", вытолкнут вперед "великого комбинатора" Суркова и тот все объяснит тихим вкрадчивым голосом: "Мы сделали все, что могли, но эти... никуда не годные донецкие бандиты сами все провалили и мы ничем не можем им помочь, кроме как рискуя ядерной войной... Они сами-себя наказали... Не стоит рисковать... Надо потерпеть... Мы потом все исправим... С Порошенко можно договориться... Тактическое отступление... Воевать мы не готовы... Крым все равно отвоевали..." и т.д., и т.п.
Чем это все закончится для нашего отряда - я знаю. Большинство из нас погибнет, но дело даже не в этом - весь подъем и все жертвы будут напрасны, а "русская весна" будет убита на корню "украинским заморозком". И следующая война, которой мы уже не увидим, будет на территории России - после "Московского майдана", естественно. -
А Луганская Народная Республика призывает к срочной мобилизации всех военных специалистов. Армии республики требуются офицеры, прапорщики и сержантский состав, специалисты по ракетному вооружению, ПВО, бронетанковой техники, тяжелой артиллерии
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_750.htm
Бо свои то за горами, не чужи,
Русь - едина, мысль одна у всЪх в душЪ

http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_448.htm

Тамо Перунь iде
а главу златоу трсеще
молыне посевахшеть до Сврзе сiняе
А та тврдесе одо тоiе
А Матыре Слава спЪвашеть о трудЪх свакех ратнех
А мамехом ста посленхате
а хотящетi бране зурiве за Русь наше
а ПраСвнтОце наша
Матырь Слва сящеть до облцева яко Сунь
а вЪщяшеть ны побЪды а згенбель
А нi се бояхом ста
яко то есь жiвот земен
а вiць есь жiвот вЪщен
А тому iмяхом ста дыбате вЪще
яко земно проть же нiце
Сме на земе яко згi
а то зъгмiзехом ву тьме
яко не бяхом ста
iсте нiкда на нi
Тако Слва наше отеце до Матырь Слве
а пребенде в Онь до конца конець
земстех а iнех жiтве
То бе сва со сте не боящетi сен смрте
яко смехом потомiце Славнее
а ДажБо нас родiве кренз краву Замунь
А то бедехшемо Кравенце
а Скуфе Антiве Русы Борусень а Суренжецы
Тако сме стахом дедь Руссове
а с пенде бе iдьема до се
до небi Сварзе сынея
Тамо Перун идет и головой золотой трясет, молнии посевает до Сварги синей. А та укрепляется от этого. А Матерь Слава поет о трудах всяческих ратных. И нам надобно послушаться и хотеть брани яростной за Русь нашу и Святых Праотцев наших. Матерь Слава сияет до облаков как Солнце и предвещает нам победы и гибель. Но мы этого не боимся, потому как есть жизнь земная, а ведь есть и жизнь вечная. И о том нам надобно заботиться больше, потому как земное против нее - ничто. Мы на земле как искры, и исчезнем ведь во тьме, как бы нас никогда и не было. Так Слава наша пойдет к Матери Славе и пребудет в Ней до конца концов земных и иных жизней. Это у нас с вами по-свойски, не бояться смерти, потому как мы - потомки Славные, а ДаждьБог родил нас через корову Земунь. И вот мы Кравенцы - и Скифы, Анты, Русы, Борусины и Сурожцы. Так мы останемся наследники Русские и с пением ведь идем до этого до Неба Сварожьего Синего

Души людские - это тело Бога - от духоборов

0

32

Сепаратистов и террористов надо гнать с Донбасса и из Украины-Руси, поскольку они не хотят уходить по-хорошему.

0

33

Как произошло слово "украинцы"
*
Таким образом, возникнув не позднее XVI в. и постепенно распространяясь от Москвы до Закарпатья, слово "украинцы" полностью поменяло свой смысл: изначально означая пограничных служилых людей Московского государства, оно, в конечном счете, приобрело значение отдельного славянского этноса
*
1. Как и когда появилось слово "Украина"?
"Оукраинами" ("украинами", "украйнами") с XII по XVII вв. именовали различные пограничные земли Руси. В Ипатьевской летописи под 6695 (1187) годом упоминается переяславская "оукраина", под 6697 (1189) годом. - галицкая "оукраина", под 6721 (1213) - перечисляются пограничные города этой галицкой "оукраины": Брест, Угровск, Верещин, Столп, Комов. В I Псковской летописи под 6779 (1271) - говорится о сёлах псковской "украины". В русско-литовских договорах XV в. упоминаются "вкраинъные места", "Украiные места", "Вкраиныи места", под которыми понимаются Смоленск, Любутск, Мценск. В договоре двух рязанских князей 1496 г. названы "наши села в Мордве на Цне и на Украине". В отношении московско-крымской границы с конца XV в. также говорилось: "Украина", "Наши украины", "наши украинные места". В 1571 г. была составлена "Роспись сторожам из украиных городов от польския украины по Сосне, по Дону, по Мече и по иным речкам". Наряду с "татарскими украинами" существовали также "казанская украина" и "немецкая украина". Документы конца XVI в. сообщают об "украинской службе" московских служилых людей: "А украинским воеводам всем во всех украинских городех государь велел стоять по своим местом по прежней росписи и в сход им быть по прежней росписи по полком; а как будет приход воинских людей на государевы украины, и государь велел быти в передовом в украинском полку". В российском законодательстве XVII в. часто упоминаются "Украйна", "Украйные городы", "Государевы Украйны", "Наши Украйны", "Украйные/Украинские городы дикого поля", "Украйнские городы", говорится о пребывании воинских людей "на Государевой службе на Украйне". Понятие это - крайне широкое: "...в Сибирь и в Астрахань и в иные дальние Украинные городы". Однако в Московском государстве с рубежа XV-XVI вв. существовала и Украйна в узком смысле слова - окская Украйна ("Украина за Окой", "крымская украина"). В российском законодательстве XVI-XVII вв. неоднократно приводится список городов такой Украйны: Тула, Кашира, Крапивна, Алексин, Серпухов, Торуса, Одоев. Наряду с ней существовала и Слободская Украйна Московского государства.
В конце XVI - I половине XVII в. словом "Украина" в узком смысле слова также стали обозначать земли Среднего Поднепровья - центральные области современной Украины. В польских источниках (королевских и гетманских универсалах) упоминаются "замки и места наши Украйные", "места и местечки Украинные", "Украина Киевская". В российском законодательстве XVII в. фигурирует "Украйна Малороссийская", "Украйна, которая зовется Малою Россией", правобережье Днепра именовалось "Польской Украйной". Малороссия и Слободская Украйна в российском законодательстве четко разделялись: "Малороссийских городов жители приезжают в Московское государство и в Украинные городы..."
2. Как именовали жителей пограничных украин?
В Ипатьевской летописи под 6776 (1268) г. упоминаются жители польского пограничья - "Ляхове оукраиняне" ("...и зане весть бяхоуть подали им Ляхове оукраиняне"). В русско-литовских договорах и посольских документах середины XV - I трети XVI вв. называются "вкраинъные люди", "Украиные наши люди", "украинные слуги", "украинные люди", "украинники", т.е. жители Смоленска, Любутска, Мценска. В польских документах с конца XVI в. значатся "старосты наши Украйные", "паны воеводы и старосты Украинные", "люди Украинные", "обыватели Украинные", "Козаки Украинные", "Украинные сенаторы". В таком именовании не было никакого этнического оттенка. В документах также упоминаются "Украинские ратные люди" и "Украинные места" Крымского ханства.
Жители Руси по-прежнему именовали себя русскими, так же их именовали и иноплеменники. В польских и русских источниках того же времени называются "церкви Русские" в Луцке, "Духовенство Руское" и "релия [религия, вера] Руская", а также "народ наш Руский" (тут же - "обыватели тутейшие Украинные"), "Русин", "Люди Рускiе", "Руские люди". В тексте Гадячского договора Выговского с Польшей говорится о населении Украины как о "народе Руском" и "россиянах". Подданные Московского государства именовались так же: "Руские люди", "твои великого государя ратные люди, Руские и Черкасы".
3. Где и как впервые стало употребляться слово "украинцы"?
В Московском государстве "украинцами" изначально называли воинских людей (пограничников), несших службу на окской Украйне - в Верхнем и Среднем Поочье - против крымцев. В марте 1648г. московский думный дьяк Иван Гавренёв написал в Разрядный приказ записку о приготовлении к докладу ряда дел, в которой, в частности, под шестым пунктом было кратко сказано: "Украинцев, кто зачем живет, не держать и их отпустить". Слово "украинцы" думный дьяк никак не пояснял; очевидно, в Москве оно было на слуху и в пояснении не нуждалось. Что оно означало, становится ясно из последующих документов. Весной 1648 г. в связи со слухами о грядущем нападении крымцев на московские границы был объявлен сбор воинских людей украинных городов - Тулы, Каширы, Козлова, Тарусы, Белева, Брянска, Карачева, Мценска. В наказе воеводам Буйносову-Ростовскому и Вельяминову от 8 мая, составленном по докладу дьяка Гавренёва, в частности, было сказано: "...в те города воеводам отписать же, чтоб воеводы детей боярских и дворян и всяких служилых людей на государеву службу выслали к ним тотчас". На службе Московского государства в 1648 г. уже состояли малороссийские казаки, но они именовались не "украинцами", а "черкасами" (о них также говорится в записке Гавренёва).
Употребление слова "украинцы" в Московском государстве не позднее II половины XVI в. видно из того, что в рязанских платежных книгах 1594-1597 гг. упоминаются Украинцовы - дворяне Каменского стана Пронского уезда. В грамоте 1607 г. упоминается служилый человек Григорий Иванов сын Украинцов, получивший от царя Василия Шуйского поместье в Ряжском уезде (современная Рязанская область). Хорошо известен также думный дьяк Е.И. Украинцев (правильнее: Украинцов; 1641-1708), подписавший в 1700 г. Константинопольский мирный договор России с Османской империей. В 1694 г. Емельян Украинцов составил для Разрядного приказа родословную рода Украинцовых, в соответствии с которой основателем фамилии был рязанский дворянин середины XVI в. Фёдор Андреев сын Лукин по прозвищу Украинец; его отец был "испомещен на Рязани", то есть несколько восточнее вышеупомянутых городов окской Украйны, в результате чего и могло возникнуть отличительное прозвище "Украинец", а затем и фамилия "Украинцовы". Скорее всего, Федор Украинец не был личностью мифологической: именно его внуки упоминались в книгах 1594-1597 гг., а правнук - в грамоте 1607 г.
Сама окская Украйна формировалась еще для обороны от ордынцев и приобрела особое значение с начала XVI в. в связи с частыми набегами крымцев. В 1492 г. "приходили тотаровя на украину на олексинские места". "Воеводы украинные и люди", успешно отразившие крымский набег "на великого князя украйну на тульские места", упоминаются уже в грамоте 1517 г. Против крымцев в 1507-1531 гг. в Туле, Кашире, Зарайске, Коломне были возведены крепости, размещены постоянные гарнизоны, украинным дворянам раздавались поместья. В 1541-1542 гг. активные боевые действия развернулись восточнее - под Пронском (на Рязанщине), что могло привести к переводу туда части украинных дворян.
Во II половине XVII в. служилые люди окской Украйны - "Украинцы дети боярские" и "Украинцы дворяне" - упоминаются в российском законодательстве весьма часто. В Повести об Азовском сидении "украинцы" упоминаются в том же смысле ("ево государевы люди украиньцы", "воеводы государевы люди украинцы", "ево государевы люди руские украинцы"). В разрядной книге, переписанной во II половине XVII в., значилось: "А пришед царь в Крым перед ним в другой четверг по велице дни, а возился на Тонких водах, а под украинцов пустил мурз дву или трех с малыми людьми языков добывали и про царя и великого князя проведывали". Жителей Малороссии "украинцами" не называли. Например, в Двинской летописи под 1679 г. фигурируют "Яким малороссиянин да Константин украинец".
По мере продвижения на юг российской границы слово "украинцы" с Поочья распространяется и на пограничных служилых людей Слободской Украйны. В 1723 г. Петр Великий упоминает "Украинцов Азовской и Киевской губерний" - украинных служилых людей, в том числе и со Слободской Украйны. При этом он четко отличает их от "Малороссийского народа". В 1731 г. на Слобожанщине стала создаваться Украинская линия, защищавшая российские границы от крымцев. Анонимный автор "Записки о том, сколько я памятую о Крымских и Татарских походах", участник похода 1736 г. против крымцев, писал о том, как татары сталкивались с "нашими легкими войсками (Запорожцами и Украинцами)". При Елизавете Петровне из "Украинцов" формировались полки Слободской ландмилиции. В 1765 г. здесь была учреждена Слободская Украинская губерния (так именовалась Харьковская губерния в 1765-1780 и 1797-1835 гг.). В 1816-1819 гг. при Харьковском университете издавался весьма популярный "Украинский вестник".
4. Когда и в каком смысле слово "украинцы" впервые стало употребляться в Малороссии?
В I половине - середине XVII в. слово "украинцы" (Ukraincow) употребляли поляки - так обозначались польские шляхтичи на Украине. М. Грушевский приводит цитаты из 2 донесений коронного гетмана Н. Потоцкого от июля 1651 г. в переводе с польского на современный украинский язык, в которых гетман употребляет термин "панове українці" для обозначения польских помещиков Украины. Поляки никогда не распространяли его на русское население Украины. Среди крестьян с. Снятынка и Старое село (ныне - Львовская область) в польском документе 1644 г. упоминается некто с личным именем "Украинец" (Ukrainiec), а также "зять Украинца" (Ukraincow ziec). Происхождение такого имени не вполне понятно, но очевидно, что остальное население "украинцами", таким образом, не были. С середины XVII в. этот термин из польских документов пропадает.
Во II половине XVII в. московские подданные изредка начинают употреблять слово "украинцы" в отношении малороссийского казачества. Московские послы А. Прончищев и А. Иванов, отправленные в Варшаву в 1652 г., отмечали в донесении, что в польской столице они встретили шестерых посланцев гетмана Б. Хмельницкого, среди которых был "Ондрей Лисичинский з Волыня, украинец, а ныне живет в Богуславе". Остальные представители Хмельницкого были уроженцами центральной или левобережной Украины. Примечательно, что среди всех послов "украинцем" был назван лишь один Лисичинский; таким образом, Прончищев и Иванов имели в виду, что Лисичинский являлся бывшим польским шляхтичем, т.е. пользовались польской терминологией.
Хорватский выходец Ю. Крижанич в своем труде, написанном в тобольской ссылке в 1663-1666 гг. (было открыто и опубликовано лишь в 1859 г.), дважды употребляет слово "украинцы" как синоним слова "черкасы". Свой труд, позднее получивший название "Политика", Крижанич писал латиницей на искусственном эклектическом языке - смеси церковнославянского, простонародного русского и литературного хорватского. Слово "украинцы" Крижанич мог заимствовать из русского языка или самостоятельно сконструировать: он родился в Бихаче неподалеку от Крайны, где проживали краинцы (т.е. хорутане, или словенцы).
С последней трети XVII в. слово "украинцы" в отношении как казаков, так и слободских украинцев появляется и в отошедшей к Русскому государству части Малороссии - в промосковских кругах казачьей старшины и духовенства. Наиболее ярким документом в данном отношении следует считать "Пересторогу Украины" (1669 г.) - публицистический трактат, написанный, скорее всего, наказным киевским полковником В. Дворецким. "Украинцами" автор именует казаков Правобережной Украины, которым и адресовано послание (в качестве синонимов употребляются также "козаки", "панове козаки", "войска козацкие", "народ украинский"). В отношении всего малороссийского населения применяются понятия "народ рус(с)кий", "хртiяне русъкие", "русь" (ср. "москва и русь"; иногда понятия "Русь" и "русы" распространяется и на Московское государство). Автор текста демонстрирует хорошее знание ситуации внутри Российского государства. "Пересторога" была обнаружена в конце XIX в. в составе рукописного сборника Дворецких; сторонник пророссийской ориентации В. Дворецкий неоднократно бывал в Москве и получил там дворянство, именно в 1669 г. он бежал из-под ареста у гетмана Дорошенко, прибыл в российскую столицу, где имел аудиенцию у царя, и возвратился в Киев с жалованной грамотой. "Пересторога" вполне могла быть написана в Москве, стиль самого документа схож с расспросными речами Дворецкого, собственноручно написанными им в российской столице.
Единожды слово "украинцы" (в значении казаков) употреблено в "Кроинике о земле Польской" (1673 г.) игумена Киево-Михайловского Златоверхого монастыря Феодосия Софоновича, который был знаком с "Пересторогой". В письме архимандрита Новгорода-Северского Спасского монастыря Михаила Лежайского боярину А. Матвееву в 1675 г. сказано: "Не ведаю, за что порубежные воеводы наших Украинцов недавно изменниками зовут и некакую измену слышат, которую мы не видим; а если бы что было, я сам первой известил бы днем и ночью свету великому государю; изволь предварить, чтобы воеводы в таких мерах были опасны и таких вестей ненадобных не начинали и малороссийских войск не озлобляли; опасно, чтобы от малой искры большой огонь не запылал". Вполне очевидно, что архимандрит употребляет понятие, хорошо известное в Москве, и имеет в виду пограничных воинских людей (казаков) Украины.
В стихах малороссийского поэта Климентия Зиновьева, писавшего во времена Петра и Мазепы, единственный раз были упомянут "Украинец породы Малороссийской" (в собирательном смысле), то есть вводилось уточнение, о каких конкретно слободских "украинцах" шла в данном случае речь. Летопись С.В. Величко (составлена между 1720 и 1728 гг.) включает документ сомнительного происхождения, датируемый якобы 1662 г. - письмо запорожцев Ю. Хмельницкому. В документе содержатся следующие фразы: "Не забудь к тому же и того, что мы, войско низовое запорожское, скоро поднимемся на тебя, а вместе с нами встанут и все обабочные украинцы, наша братия, и премногие другие пожелают отомстить тебе за обиды и разорения. В какой час и с какой стороны налетит на тебя вихорь и подхватит и унесет тебя из Чигирина, ты и сам не узнаешь, а поляки и татары далеко будут от твоей обороны". "Украинцами" названы казаки обоих берегов Днепра. Население Малороссии в целом Величко именовал "народом козако-руським". В Лизогубовской летописи (по В.С. Иконникову - 1742 г.) были упомянуты "поднестряне и забужане и иные украинцы"; таким образом, "украинцами" здесь именовались казаки - воинские люди различных окраин Малороссии.
Выходец из известного малороссийского рода Я.М. Маркович (1776-1804) в своих "Записках о Малороссии, ее жителях и произведениях" (СПб., 1798) писал, что территория "между реками Остром, Супоем, Днепром и Ворсклой" (т.е. Полтавщина и юг Черниговщины) "известна под именами Украины, Степи и Полей, отчего и тамошних жителей называют Украинцами, Степовиками и Полевиками". Маркович также называл их "степными Малороссиянами" и полагал, что они произошли от русских или половцев, которые приняли казачий образ жизни; их потомков польский король Стефан Баторий расселил против крымских татар "при обоих берегах Днепра". "От сих Козаков произошли и Украинцы, составлявшие прежде Малороссийское войско: остатки оного суть нынешние Козаки; но они уже не воины, а сельские жители", - отмечал Маркович. Он также сообщал, что эти "украинцы", хотя и стали расселяться по Екатеринославской и Новороссийской губерниям, тем не менее составляли особое сословие и не смешивались с малороссиянами.
5. Когда "украинцами" начали называть всё население Украины-Малороссии?
Выдающийся военный инженер генерал-майор А.И. Ригельман (1720-1789) - обрусевший немец, служивший в 1745-1749 гг. в Малороссии и на Слободской Украйне - выйдя в отставку и на склоне лет поселившись под Черниговом, написал "Летописное повествование о Малой России и ее народе и козаках вообще" (1785-1786). Как уже было сказано, на Черниговщине жили казаки, в отношении которых использовалось именование "украинцев". Ригельман впервые распространил именование "украинцев" на население всей Украины-Малороссии. Понятия "украинцы" и "малороссияне", а также "Украина" и "Малороссия" использовались им как тождественные. Рукопись Ригельмана была хорошо известна историкам и привлекалась к исследованиям (в частности, Д.Н. Бантыш-Каменским в его "Истории Малой России"), однако никто из малороссийских историков - современников Ригельмана (П. Симоновский, С. Лукомский и др.) слово "украинцы" в таком значении не употреблял.
Польский граф-эмигрант, впоследствии российский чиновник, Ян Потоцкий (1761-1815) издал в 1795 г. в Париже на французском языке хрестоматию отрывков из античных и раннесредневековых писателей под названием "Историко-географические фрагменты о Скифии, Сарматии и славянах". Во введении он привел список славянских народов, среди которых фигурировали "украинцы" или "малороссы" - отдельный от "русских" славянский народ, в древности разделявшийся на 4 племени: полян, древлян, тиверцев и северян. Потоцкий впервые (эпизодически) использовал слово "украинцы" как этноним. Интересно отметить, что оно фигурирует всего 3 раза, но сразу в двух формах написания (les Uckrainiens, les Ukrainiens). По мнению польского графа, русский народ происходил от словен новгородских, а кривичи, дреговичи и бужане влились в состав украинского, русского и отчасти польского народов. "Племена Галича и Владимира" (Галиции и Волыни) производились Потоцким от сарматов. Более к украинской теме автор не возвращался, а сама концепция ни в других трудах Потоцкого, ни у его современников развития не получила.
Однако почины Ригельмана и Потоцкого восприняты не были. Слово "украинцы" в литературных и политических произведениях до середины XIX в. продолжало употребляться в прежних значениях. Харьковский писатель И.И. Квитка, одесский историк А. Скальковский, а также А.С. Пушкин (вероятно, вслед за Марковичем и Квиткой) именовали "украинцами" малороссийских казаков. В драме "Борис Годунов" (1825) Г. Отрепьев говорит о себе: "И наконец из келии бежал / К украинцам, в их буйные курени, / Владеть конем и саблей научился..." (сцена "Ночь. Сад. Фонтан"). Отсюда видно, что в русском варианте слово изначально имело ударение на второй слог (укрАинец), в то время как в польском (по правилам польского ударения) - на предпоследний (украИнец).
Использовалось и прежнее петровское значение слова. Декабрист П.И. Пестель (1792-1826) в своей "Русской Правде" делил "народ русской" на пять "оттенков", различаемых, по его мнению, лишь "образом своего управления" (т.е. административным устройством): "россиян", "белорусцев", "русснаков", "малороссиян" и "украинцев". "Украинцы", как отмечал Пестель, населяют Харьковскую и Курскую губернию. Харьковский драматург Г.Ф. Квитка (Основьяненко) (1778-1843), племянник И.И. Квитки, в небольшом очерке "Украинцы" (1841) писал: "Народы, населившие нынешнюю Харьковскую губернию, большею частью были украинцы и имели с малороссиянами один язык и одни обычаи, но со времени своего здесь поселения значительно отклонились от них до заметной разности..."
Расширительная трактовка использовалась достаточно случайно. К.Ф. Рылеев в набросках своей поэмы "Наливайко" (1824-1825) писал: "...Поляк, еврей и униат // Беспечно, буйственно пируют, // Все радостью оживлены; // Одни украинцы тоскуют...". Этот отрывок ("Весна") был впервые опубликован только в 1888 г. В 1834 г. молодой ученый-ботаник М.А. Максимович издал в Москве "Украинские народные песни", в комментариях к которым писал: "Украинцы или Малороссияне составляют восточную половину Южных или Черноморских Руссов, имевшую своим средоточием богоспасаемый град Киев". Однако позднее, принявшись за изучение истории и культуры Малороссии, Максимович сузил понятие "украинцы": по его мнению, так именовались потомки полян - казаки и жители Среднего Поднепровья. Максимович не считал "украинцев" особым этносом.
6. Когда под "украинцами" стали понимать отдельный славянский народ (этнос)?
На рубеже 1845-1846 гг. в Киеве по инициативе молодого профессора Университета св. Владимира Н.И. Костомарова (ученика Максимовича) возникло "Кирилло-Мефодиевское братство", поставившее перед собой задачу борьбы за создание славянской федерации, куда должна была войти и свободная Украина. В Уставе братства Костомаров написал: "Принимаем, что при соединении каждое славянское племя должно иметь свою самостоятельность, а такими племенами признаем: южно-руссов, северно-руссов с белоруссами, поляков, чехов с [сло]венцами, лужичан, иллиро-сербов с хурутанами и болгар". Таким образом, автор Устава использовал искусственное слово "южно-руссы", противопоставленное им "северно-руссам с белоруссами". Сторонник Костомарова Василий Белозерский написал пояснительную записку к Уставу, в которой содержалась следующая фраза: "Ни одно из славянских племен не обязано в той мере стремиться к самобытности и возбуждать остальных братьев, как мы, Украинцы". Именно с этого документа можно вести историю употребления слова "украинцы" в этническом смысле.
Белозерский, черниговский уроженец и преподаватель истории, не мог не знать рукопись Ригельмана, хранившуюся у его сына, черниговского поветового маршала А.А. Ригельмана, и активно использовавшуюся историками. Его брат Н.А. Ригельман (чиновник канцелярии киевского генерал-губернатора, сотрудник Временной комиссии для разбора древних актов) дружил с членами "Кирилло-Мефодиевского братства". В 1847 г. рукопись была напечатана в Москве О.М. Бодянским - еще одним их хорошим знакомым. После появления записки Белозерского Костомаров написал свою прокламацию "Братья Украинцы", в которой говорилось следующее: "...Мы принимаем, что все славяне должны между собою соединиться. Но так, чтоб каждый народ составлял особенную Речь Посполитую и управлялся не слитно с другими; так, чтоб каждый народ имел свой язык, свою литературу, свое общественное устройство. Такими народами признаем: Великороссиян, Украинцев, Поляков, Чехов, Лужичан, Хорутан, Иллиро-сербов и Болгар. <...> Вот братья Украинцы, жители Украины обоих сторон Днепра, мы даем вам это размышление; прочитайте со вниманием и пусть каждый думает, как достигнуть этого, и как бы лучше сделать...". Оборот "обе стороны Днепра" часто употреблялся и в труде Ригельмана, вдохновившем Белозерского и Костомарова.
Интересна также эволюция употребления слова "украинцы" у другого участника "Братства" - П.А. Кулиша. В 1845 г. Кулиш (в тогдашнем написании: Кулеш) приступил к публикации в журнале "Современник" своего романа "Черная рада". В первоначальной версии (на русском языке) упоминались "Малороссийский народ", "Малороссияне", "Южно-Русский народ", "Украинский народ", присущий им "дух Русский", а также указывалось, что жители Украины - "Русские". "Украинцами" в романе, как повелось с конца XVII - XVIII вв., именовались малороссийские казаки. Это слово также встречалось и в более ранних произведениях Кулиша. Например, в повести "Огненный змей" содержалась следующая фраза: "Народная песня для Украинца имеет особенный смысл". Повествование было связано с местечком Воронеж близ Глухова (родиной самого Кулиша) - на границе с Слобожанщиной и недалеко от мест, где по Марковичу селились потомки казаков. Важно отметить, что в другом труде Кулишом восхвалялись именно "козацкие песни".
Представления Кулиша, таким образом, были близки взглядам Максимовича. Однако именно с 1846 г. Кулиш наполняет слово "украинцы" иным смыслом. С февраля этого года (то есть одновременно или сразу после появления записки Белозерского) он начал печатать в петербургском журнале "Звездочка" свою "Повесть об украинском народе". В ней фигурировали "народ Южнорусский, или Малороссийский" и "Южноруссы, или Украинцы". Автор отмечал, что этот особый славянский народ, проживающий в России и Австрии, и от "севернорусских" отличается "языком, одеждою, обычаями и нравами", а история его начиналась еще с князя Аскольда. Интересно, что в последнем абзаце своего труда Кулиш все-таки отметил, что "козаки-поселяне, потомки городовых козаков <...> отличаются от прочих Украинцев чистотою народного типа". Однако употребление слова "украинцы" в этническом смысле в середине XIX в. было случайным и столь же искусственным, как и понятия "южноруссы". Оба эти понятия в равной степени не считались самоназваниями.
В целом слово "украинцы" как этноним широкого хождения в это время не получило. Примечательно, что один из наиболее радикально настроенных участников "Братства" Т.Г. Шевченко никогда словом "украинцы" не пользовался. С 1850-х гг. Кулиш употреблял его в своих исторических работах наряду с "малоруссами", "южными русичами", "польскими русичами". При этом он отказался от представления "украинцев" как этноса и писал так: "Северный и Южный Русский народ есть одно и то же племя". В частной переписке "украинцы" четко отделялись им от "галичан".
Пересмотрев свои прежние взгляды, Костомаров в 1874 г. писал: "В народной речи слово "украинец" не употреблялось и не употребляется в смысле народа; оно значит только обитателя края: будь он поляк, иудей - все равно: он украинец, если живет в Украйне; все равно, как, напр., казанец или саратовец значит жителя Казани или Саратова". Касаясь исторической традиции словоупотребления, историк, кроме того, отмечал: "Украина значила <...> вообще всякую окраину. Ни в Малороссии, ни в Великороссии это слово не имело этнографического смысла, а имело только географический". Филолог М. Левченко на основании собственных этнографических изысканий и в соответствии с мнением Максимовича указывал, что "украинцы - жители Киевской губернии, которая называется Украиною". По его словам, они были частью "южноруссов" или "малоруссов", которых правильнее было бы называть "русинами".
Также сохранялось представление конца XVII - XVIII вв. о казацкой этимологии слова "украинцы". В стихотворении П. Чубинского (1862), положенном в основу современного гимна Украины, говорилось: "Ще не вмерли в Україні ні слава, ні воля, / Ще нам, браття українці, усміхнеться доля! <...> І покажем, що ми, браття, козацького роду".
Несколько позднее в журнале "Киевская старина" было опубликовано стихотворение неизвестного автора "Ответ малороссийских козаков украинским слобожанам [Сатира на слобожан]", в котором для обозначения казаков фигурировало слово "украинцы". Текст стихотворения якобы был найден в глуховском архиве Малороссийской коллегии, он не имел датировки, но был связан с событиями 1638 г. и представлялся как достаточно древний. Однако оригинал текста "Ответа" неизвестен, а его стиль позволяет судить, что на самом деле произведение было создано незадолго до публикации. Стоит отметить, что Костомаров, в частности, считал присутствие слова "украинцы" в изданных текстах старых малороссийских песен одним из признаков подложности.
Историк С.М. Соловьев еще в 1859-1861 гг. использовал слово "украинцы" для обозначения жителей различных российских окраин - как сибирских, так и днепровских. Гр. А.К. Толстой в своей сатирической "Русской истории от Гостомысла до Тимашева" (1868) написал о Екатерине II, распространившей крепостное право на Малороссию: "...И тотчас прикрепила / Украинцев к земле". В отличие от подобного словоупотребления, радикальный публицист В. Кельсиев пользовался этим понятием для обозначения галичан-украинофилов.
На рубеже XIX-XX вв. слово "украинцы" обычно использовалось не в этническом, а в географическом смысле (вслед за Ригельманом и поздним Костомаровым), обозначая население Украины. В географическом значении понятие "украинцы" стало активно употребляться лишь в работах общественного деятеля М.П. Драгоманова (1841-1895), публиковавшихся с 1880-х гг. Сперва Драгоманов различал "украинцев" ("российских украинцев", "украинцев-россиян") и "галицко-руський народ" ("галичан", "русинов"), далее объединил их в "русинов-украинцев". Предками "украинцев" Драгоманов считал полян.
Как бы то ни было, в границы "Украинской земли" им включались территории Малороссии, Новороссии (без Крыма), Донской и Кубанской областей, Полесья, Галиции и Подкарпатья. Племянница Драгоманова поэтесса Л. Косач-Квитка (1871-1913; псевдоним: Леся Украинка) также различала "украинцев" и "галичан" ("галицких русинов"), но считала их одним народом. Интересно, что собственное переложение на немецкий язык гамлетовского монолога "To be or not to be?.." (1899) Леся Украинка подписала так: "Aus dem Kleinrussischen von L. Ukrainska" (дословно: "От малороссиянки Л. Украинской"). Иными словами, свой псевдоним Л. Косач-Квитка понимала не в этническом, а в географическом смысле (жительница Украины). И. Франко, писавший о едином "украинско-руськом народе", называл себя "русином".
В период Первой мировой войны российское военное начальство различало "русинов" (галичан) и "украинцев", понимая под последними военнослужащих Легиона украинских сечевых стрельцов (УСС): "Кременецким полком в районе Макувки взяты 2 русин из батальона Долара. Они показали, что на той же высоте находятся две роты украинцов Сечевиков, у которых некоторые офицерские должности заняты женщинами".
7. Когда началось активное употребление слова "украинцы" в современном этническом значении?
Профессор Лембергского (Львовского) университета (в 1894-1914 гг.), впоследствии председатель Украинской Центральной Рады и советский академик М.С. Грушевский (1866-1934) в своей "Истории Украины-Руси" (10 томов, издавались в 1898-1937 гг.) попытался использовать слово "украинцы" в этническом значении. Грушевский активно вводил понятия "украинские племена" и "украинский народ" в историографию Древней Руси и догосударственного периода. Вместе с тем в его "Истории" слово "украинцы" ("украинец") употребляется применительно к событиям до XVII в. весьма редко. При этом очень часто упоминаются термины "руський" и "русин", синонимом которых у Грушевского и выступает понятие "украинец". В своей политической деятельности Грушевский и его единомышленники начали активное использование этого слова в еженедельнике "Украинский вестник" (выходил в 1906 г. в Петербурге) и журнале "Украинская жизнь" (выходил в 1912-1917 гг. в Москве). Только в начале ХХ в. начинается противопоставление понятий "украинец" и "малоросс".
Лишь после победы Февральской революции 1917 г. в России слово "украинцы" постепенно стало приобретать повсеместное хождение. В официальных документах оно по-прежнему использовалось редко - в универсалах "Центральной Рады" оно фигурирует лишь дважды, причем используется произвольно, по мере изменения политической конъюнктуры. Во II Универсале (3 июля 1917 г.) "украинцы" понимаются в географическом смысле: "Громадяне землі Української. <...> Що торкається комплектовання військових частей, то для сього Центральна Рада матиме своїх представників при кабінеті Військового Міністра, при Генеральнім Штабі і Верховному Головнокомандуючому, які будуть брати участь в справах комплектування окремих частин виключно українцями, поскільки таке комплектування, по опреділенню Військового Міністра, буде являтись з технічного боку можливим без порушення боєспособности армії". III Универсал (7 ноября 1917 г.), вышедший уже после захвата власти в Петрограде большевиками, придавал слову "украинцы" этническое значение: "Народе український і всі народи України! <...> До території Народньої Української Республіки належать землі, заселені у більшости Українцями: Київщина, Поділя, Волинь, Чернігівщина, Полтавщина, Харківщина, Катеринославщина, Херсонщина, Таврія (без Криму)".
В этническом смысле и как самоназвание слово "украинцы" на официальном уровне окончательно укоренилось лишь с созданием УССР. В Галиции это произошло только после вхождения ее территории в состав СССР/УССР в 1939 г., в Закарпатье - в 1945 г.
Итак:
1. Изначально (с XVI в.) "украинцами" именовались пограничные служилые люди Московского государства, несшие службу по Оке против крымцев.
2. С второй половины XVII в. под российским влиянием понятие "украинцы" распространилось на слобожан и малороссийских казаков. С этого времени его постепенно стали употреблять и в самой Малороссии.
3. К концу XVIII в. относятся первые попытки русских и польских литераторов употреблять слово "украинцы" в отношении всего малороссийского населения.
4. Использование слова "украинцы" в этническом смысле (для обозначения отдельного славянского этноса) началось с середины XIX в. в кругах российской радикальной интеллигенции.
5. "Украинцы" как самоназвание укоренилось только в советское время.

Таким образом, возникнув не позднее XVI в. и постепенно распространяясь от Москвы до Закарпатья, слово "украинцы" полностью поменяло свой смысл: изначально означая пограничных служилых людей Московского государства, оно, в конечном счете, приобрело значение отдельного славянского этноса.
Фёдор Гайда (доц. истфака МГУ): Как произошло слово "украинцы". 31.05.2011
http://www.regnum.ru/news/polit/1410406 … z2vPN2VdBH
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_451.htm

0

34

УграДева, наверное вы рады тому, что кто-то все-таки читает ваши скопированные цитаты. Кстати, Гиркин - трус и обманщик.

А в это время, в Донбассе продолжается борьба с сепаратистами.
Ссылка

Подразделения ВС Украины столкнулись с прямыми признаками минной войны, которую боевики ведут, оставляя города, которые находились под их контролем.

Об этом УНИАН сообщили в пресс-службе Министерства обороны Украины.

Как сказано в сообщении, в связи с этим остро встала угроза жизни мирных жителей и обеспечению освобожденных районов всем необходимым.

"Минируя пути железнодорожных и автомобильных сообщений, террористы имеют целью нарушить поставки гуманитарных грузов, которые доставляют подразделения сил АТО для жителей освобожденных городов Донецкой и Луганской областей", - заявляют в Минобороны.

В армии сообщают, что отступая, террористы пытаются заминировать не только дорожные пути, но и объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения городов и сел, которые оказались в районе антитеррористической операции.

Кроме того, террористы активно используют запрещенные международным законодательством противопехотные мины вопреки Конвенции о запрете противопехотных мин (Оттава, 1997 г.). При этом боевики минируют объекты абсолютно не обращая внимания на тот факт, что вероятной жертвой могут стать гражданские люди и даже дети.

[...]

30 июня, когда режим перемирия еще продолжался, группа одной из воинских частей выполняла задания по разведке вблизи пгт Пискуновка, Донецкой области, где на перекрестке грунтовых дорог было замечено противотанковую мину, которая оказались одновременно еще и приманкой. Во время остановки украинских военнослужащих террористы начали обстрел со стороны поля, засеянного подсолнечником, используя стрелковое оружие и гранатометы. В ответ террористы получили достойный отпор.

Вчера, 7 июля, примерно в 13.00 в районе населенного пункта Новобахмутовка террористы взорвали железнодорожный мост, проходящий над дорогой Славянск-Донецк-Мариуполь. В результате диверсии, пролеты моста рухнули на автодорожное полотно. В момент взрыва на железнодорожном пути находился грузовой поезд.

На днях в селе Трехизбенка, Славяносербского района, Луганской области, террористы взорвали стратегический мост через реку Северский Донец. Без продуктов остались тысячи людей.

Но украинские военные постепенно освобождают города и вытесняют бандитов с оккупированной ими территории. Слава Украине!

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/49/Flag_of_Ukraine.svg/320px-Flag_of_Ukraine.svg.png

0

35

А сколько мирных жителей погибло от авиации и крупнокалиберной дальнобойной артиллерии среди городской застройки и частного сектора...

А ведь эти виды вооружений применяла, стреляя с большого расстояния по городам только одна из сторон (потому, что другая сама сидела в городах)

0

36

Войну с украинцами начали сепаратисты. Они же косвенно виноваты в обстреле городов юго-востока Украины. Также они виноваты в увеличении числа жертв среди мирного населения из-за того, что стреляли по силовикам из окон детских садов, школ и больниц, а иногда из-за спин женщин и детей, используя их как прикрытие. Но все равно, украинским военным удается довольно эффективно и с небольшими разрушениями и потерями среди мирных жителей проводить антитеррористическую операцию в стране. Особенно если сравнивать с последствиями действий федеральных войск в Чечне, когда после войны на улицах Грозного можно было увидеть такое:

http://charter97.org/photos/galleries/2014/gi-5293-24932-big.jpg

-1

37

Предлагаю всем участникам этого форума воздержаться от современной политики, иначе мы скатимся в очередной политический срач, что напрочь погубит саму идею данного форума, "Славянское единство".

+1

38

Пожалуй так.

0