Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Новороссия и духоборы

Сообщений 1 страница 30 из 38

1

А из людей каких сословий были первые, да и более поздние духоборы?
Они образовались на Екатеринорславщине в 70-е годы 18 в.
И среди них восновном русские фамилии, хотя им вроде сочувствовал Сковорода (см. здесь)

Они были из мещан (которые насколько я понимаю имеют право самовольногго переселения)?
Или также из разных категорий гос. крестьян, переселенных в Новороссию правительством?

0

2

И из тех, и из других.

           А. В.

0

3

А укравинцы тоже становились духоборами?

0

4

Нет !

     А. В.

0

5

Спасибо!

А откуда родом были восновном переселившиеся в Новороссиию мещане, и переселенные туда гос. крестьяне? Эти гос. крестьяне были наверное воснорвном однодворцами или дворцовыми крестьянами?

0

6

Большинство. В т. ч. и т. н. "сословные казаки".
   На первом же (относительном) месте среди переселенцев в Новороссию были выходцы из тогдашней Курской губернии.

          А. В.

0

7

1) А что такое "сословные казаки"?

3) А как духоборство было распространено на Тамбовщину?

Силуан (Силуян) Колесников (17?? — 1755) — один из основателей и идеолог духоборского верования.
Казак родом из села Никольское Екатеринославской губернии. Был первым руководителем духоборов, с 1750 или 1755 по 1775 год (по другим данным с 1750 по 1755)
...
Быстро добился популярности духоборства, привёл учение в Тамбовскую губернию

Может С Колесников был не родом из Екатериносл губернии, а родом из Тамб губернии? Ибо на другом сайте написано, что он лишь жил на Екатеринославщине, а о месте рождения ничего не пишется

Основателем секты был начитанный казак Силуан Колесников, живший в с. Никольском, Екатеринославской губ. (ок. 1775-1785 гг.), а распространителем - Иларион Побирохин, богатый торговец шерстью, однодворец с. Горелова Тамбовской губ., и Савелий Капустин, отставной капрал, имевший громадное влияние на сектантов

0

8

1) "Сословные казаки" -- бывшие реестровые казаки, которые после переформирования казачьих полков в регулярные кавалерийские -- оказались "за штатом". Их социально приравняли к однодворцам.
    2) По-видимому С. Колесников был родом из Тамбовской губернии. В 1-й пол. 18 в. ещё не было колонизации Новороссии.

              А. В.

0

9

В исходе XVIII в. духоборчество утвердилось в губерниях: Харьковской, Екатеринославской и Тамбовской; оттуда оно распространилось в земли донских казаков, в губерниях: Саратовской, Астраханской, Пензенской и других, стало проникать далеко на северо-запад и северо-восток, в губернии Рижскую, Пермскую и в Сибирь http://azbyka.ru/religii/sektovedenie/b … -all.shtml

1) А кто в землях донских казаков стал адептом духоборства? Сами казаки?

Основатели молоканства остались неизвестны. Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина, из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

2) Можно ли сказать, что Воронежские переходили в молканств, а не в духоборчество отчасти на зло Донцам и Тамбовским, с которыми они (по крайней мере в нач 20 в) враждовали
(про эту вражду эта информ из устного сообщения одного Воронежца, не уверен, что она полностью верна)

Отредактировано Alexy (2010-11-15 15:08:14)

0

10

Не знаю. Я не силён в религиоведении.

       А. В.

0

11

abakumov написал(а):

"Сословные казаки" -- бывшие реестровые казаки, которые после переформирования казачьих полков в регулярные кавалерийские -- оказались "за штатом". Их социально приравняли к однодворцам.

Это Вы о (городовых?) казаках России?

Или о казаках Гетьманщины? Так последних же вроде сделали мещанами?

0

12

1)  Городовые казаки стали однодворцами ещё в 17 в.
   2)  Те, кто жил в городских поселениях стали мещанами. Те же, кто -- в сёлах -- "казаками".

           А. В.

0

13

Т.е в селах Черн и Полт губерний ещё в начале 20 в жили казаки, которые так официально и называлися?

0

14

Да. Моя жена -- внучка такого "сословного казака" Черниговской губернии.

                 А. В.

0

15

А однодворцев в Курской Губернии было больше, чем сословных казаков?

Пополняли ли в 19 в сословными казаками казачьи войска?

0

16

1) Однодворцев в Курской Губернии было больше, чем сословных казаков.

  2) В 1-й четв. 19 в. Н. Г. Репнин-Волконский поверстал многих сословных ("становых") казаков северного Левобережья Украины во вновь созданные Нежинский и Черниговский казачьи полки.
   Николай Первый во 2-й четв. 19 в. переселил их на Терек. Сунженский отдел Терского казачьего войска -- черниговцы (Клименки, Подколзины, Шпигуны, Сенченки). Большая же часть Кизлярского отдела Терского казачьего войска -- нежинцы (Кочубеи, Старицкие, Стаценки).
   Больше верстаний "становых" в "действующие" по-моему не было.

         А. В.

0

17

Спасибо!

То есть великорусских (не Гетьманщины и не Слобожанщины) сословных казаков ни в какие войска в 19 в не верстали?

А в 18 в?

0

18

В 18 -- 19 вв. не верстали.

    А. В.

0

19

1) А у верховских Донских казаков старообрядство сохранялося и до 1917 г?
2) Ст Зимовейская, где родился Пугачев  - это верховская или низовская станица?

Как указывал на допросе сам Пугачёв, семья его принадлежала к господствующей православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старой веры

В источниках, связанных с восстанием Пугачёва, именуется «малороссийской станицей» (Рознер И. Г. Казачество в крестьянской войне 1773—1775 гг. Львов, 1966. С. 25.)

3) Правда ли, что Зимовейская - это "малороссийская станица" и потому он и был православным, а не старовером?

Отредактировано Alexy (2011-04-03 12:10:32)

0

20

1) А у верховских Донских казаков старообрядство сохранялося и до 1917 г. ?
     1. Вроде нет.
  При Николае Первом там было введено единоверчество (казаки его постепенно приняли). К началу же ХХ столетия эти единоверцы с-эволюционировали в "чистые" православные.
   Сохранились ли на Дону к 1917 г. отдельные единоверческие общины ?
      Не знаю.

2) Ст. Зимовейская, где родился Пугачев -- это верховская или низовская станица ?
     2. Верховская, а у верховцев (в отличие от низовцев) малорусский компонент незначителен.

3) Правда ли, что Зимовейская - это "малороссийская станица" и потому он и был православным, а не старовером?
     3. Зимовейская -- одна из "старых" верховских станиц. Полностью сформировалась ещё до Раскола.

      А. В.

0

21

7) Так был ли Пугач малороссом? Раз был в отличие от других верховцов православным

abakumov написал(а):

К началу же ХХ столетия эти единоверцы с-эволюционировали в "чистые" православные

9) У Яицких казаков после веедения полной веротерпимости при кажется Столыпине большинство единоверцев вернулося к старообрядству

0

22

Верховцы же и при Столыпине не стали возвращаться к старообрядчеству.

                А. В.

0

23

abakumov написал(а):

На первом же (относительном) месте среди переселенцев в Новороссию были выходцы из тогдашней Курской губернии

Так может в Екатеринославской, Запорожской, Херсонской и Донецйкой областях выходцы из России (я тут НЕ имею в виду старообрядцев, а обычных православных руссских) хотя бы иногда образуют отделньные (от украинцев и полищуков) села, где и НЫНЕ почти все фамилии русские?

0

24

Село моего деда (Любецкое, Гуляйпольской волости) считалось одним из самых великорусских на Екатеринославщине. 3/4 его обитателей -- новороссы и "свежие" великороссы (последние "дооктябрьские" переселенцы из Курщины прибыли к нам в 1915 г.). Остальные -- восточно-полищуки и украинцы.
   Любецкое до 1861 г. было, вроде бы, почти полностью великорусским.

      А. В.

0

25

Да таких сел не мало по всей Николаевщине, например село Владимировка, где родилась моя бабушка, селу 200 лет, а основное население русские- большая часть с Владимировской губ., и Курской губ. , что интересно разговор у них один в один, как в фильме Тихий Дон, и бабушка разговаривала, как донск. казачка, мои предки были из тех, кто переселился с Курской губ. И что интересно, до сих пор говорят там только по русски, и украинцев очень мало, в основном из тех кто подселился в 70-х годах.

0

26

Говор, однако, курский. У 2/3 донских казаков (по Соболевскому) -- вариант курско-брянского (между прочим) наречия.
    Пост-влалимирцы с. Владимировка, как видно, перешли на курский говор.

         А. В.

0

27

Александр Васильевич, а почему все-таки победил курский говор? Ведь судя по названию села, владимирцев бало больше.

0

28

В других русских сёлах (в т. ч. и в соседних с Владимировкой) Новороссии преобладали куряне.
  Да и Владимировка хотя и была основана верхне-поволжцами, но в последующих волнах переселенцев в это село возможно преобладали тоже куряне.

     А. В.

0

29

Alexy написал(а):

1) А у верховских Донских казаков старообрядство сохранялося и до 1917 г?

В начале 20 века 2 Архиепископа Московских Белокриницкой митрополии были донцами: Иоанн и Мелетий (Картушины).
В середине 20 века Архиепископ Флавиан (Слесарев) тоже родом был из Области Войска Донского (Луганщина), но из крестьян.

Отредактировано Волгарь (2011-05-06 09:25:57)

0

30

ЮТК написал(а):

Да таких сел не мало по всей Николаевщине, например село Владимировка, где родилась моя бабушка, селу 200 лет, а основное население русские- большая часть с Владимировской губ., и Курской губ. , что интересно разговор у них один в один, как в фильме Тихий Дон, и бабушка разговаривала, как донск. казачка, мои предки были из тех, кто переселился с Курской губ. И что интересно, до сих пор говорят там только по русски, и украинцев очень мало, в основном из тех кто подселился в 70-х годах.

1) Я правильно понимаю, что процент русских сел в Херсонской Губернии был выше к западу от Буга (так как та местность была позже отобрана у турок и татар)?

2) В частях Херсонской и Николаевской областей между Бугом и Днепром русских сел наверное было много лишь на самом юге?
3) А в материковой части Таврической губернии и в Заднестровской части Одесской области процент русских сел выше, чем в Херсонской губернии?

4) А много ли не старобрядческих русских сел в Кировоградской и Днепропетровской областях?

5) Кстати, а есть ли на Кировоградчине сербские села?
6) Сербов в Кировоградской области наверное очень мало?

Отредактировано Alexy (2014-06-19 01:00:28)

0