Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство" » Обсуждение материалов проекта » Новосильские казаки как этнографическая группа однодворцев


Новосильские казаки как этнографическая группа однодворцев

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

По материалам книги Д.К. Зеленина "Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных", 1913 год.

Есть на Орловщине небольшой городок - Новосиль. Обычный провинциальный, с первого взгляда ну абсолютно ничем не приметный, особенно для жителя более крупного города. Однако, Новосиль является городом с полноценным историко-культурным наследием, ровно как и прочие городки-сверстники Центрального Черноземья.
Этимология названия города не совсем ясна, известно лишь, что в некоторых летописях Новосиль фигурирует как Итиль Черниговского княжества (1155 год).
Из этнографических групп Новосильского уезда (до 1925 года принадлежал к Тульской губернии) довольно многочисленную составляют однодворцы, имеющее самоназвание "новосильские казаки". Примечательно, то что уже после расформирования гарнизонов городков засечных черт центрального черноземья эта группа населения дольше всех однодворцев казачьего звания (наряду со стрелецким, пушкарским и т.д.) сохранила за собой такое наименование.
Происхождение потомков этой группы служилых людей неизвестна. Местные краеведы отвечают чересчур однозначно - дескать, выходцы либо с Дона, либо с Запорожья, слившиеся позднее с мещанами, в следствие чего не должны вызывать какого бы то ни было этнографического интереса.
Длительное время "новосильские казаки" из-за культурной обособленности сохраняли языковые и бытовые особенности.
В 1644 году царь Михаил Федорович выдал новосильским служилым - стрельцам, пушкарям, казакам и прочим грамоты на владение землей в "диком поле". В 1765 году новосильские казаки были исключены из управления воевод и находились в ведомстве собственного особого управления, что и обусловило сохранению за "казаками" такого самоназвания, не встречающегося у прочих потомков городовых казаков. Интересно и то, что жители "казацких" (в сельском просторечии) сел вплоть до 1836 года в метрических книгах, земельном генеральном плане и других официальных документах писались "казаками". Профессор Будде приводит несколько мест из актов Новосильского полицейского правления 1783 и 1786 года, где местные крестьяне называют себя и своих соседей "казаками".
Церковно-приходские летописи называют казачьими восемь сел и приходов Новосильского уезда: Вышняя Залегощь (по преданию приход образовался из донских или украинских казаков); 2) Нижняя Залегощь - крестьянами жители этого села и прихода стали зваться аж с 1836 года, раньше они писались в метрических книгах и в земельном генеральном плане казаками. По преданию местные казаки происходили из Запорожья; 3) Скородное - прихожане - потомки донских казаков, поселенных здесь еще при Иване Грозном; 4) Воротынцево - местные "казаки" потомки пушкарей и стрельцов времен Петра I; 5) Вышняя Пшевь (Косарево) - по местному преданию потомки запорожцев времен Алексея Михайловича; 6) Галичье - прихожане - из пушкарей, стрельцов и казаков - вёрстанных на службу украинцев эпохи Грозного; 7) Каменка - прихожане - потомки донцов, призванных на службу в Новосиль в то же время, что и в Галичьем; 8) Ямская слобода - образовалась как поселение горожан Новосиля.
Профессор Будде причисляет к казачьим волостям Новосильского уезда Каменскую, Средненскую, Залегощанскую, Березовскую и Косаревскую.
В.Н. Глаголев отмечает 17 казачьих сел: Воротынцево, Галичье, Каменка, Петушки, Голянка, Скородное, Ямская Слобода, Пшевь, Судьбищи, Березовец, Вышняя и Нижняя Залегощь, Дичнь, Казарь, Нижнее Скворчее, Среднее, Гремячий Колодец, деревня Верховье. Однако, здесь Глаголев по отношению к селу Березовец ошибается - село монастырское, принадлежащее Свято-Духову монастырю г. Новосиль.
О селе Судьбищи так же есть такие сведения: "Приходское население состоит из крестьян-собственников и казенных крестьян-однодворцев" - здесь под "однодворцами" скорее всего названы те же казаки.
Села Подтолстое и Новое Село образовались из приходских деревень села Галичья по всей видимости также населены "казаками".
Упомянутый выше В.Н. Глаголев об этнографических особенностях "новосильских казаков" пишет следующее: "Некоторая разница в костюме и говоре, а в остальном он (Новосильский казак) мало чем отличается от коренного населения" (Глаголев относит казаков к некоренному населению уезда). Он также указывает и на некоторые мелкие отличия в одежде казаков и барских крестьян, а костюм новосильских казачек не однодворческий (сарафаны и юбки), а крестьянский. Глаголеву вторит Будде, оба отмечают, что новосильские казачки носили поневы. Кички отсутствовали. Будде встретил в Новосильском уезде только поневы сшивные, из четырех полотнищ, то есть с прошвою. Судя по замечанию Глаголева, новосильские казачки "надевают коротейку только при доброй поневе с прошвою, т.е. когда перед поневы сделан из китайки и отворот поневы подбит цветной материей". Возможно, отсутствие кичек вызвано принадлежностью к казачьему званию.
Профессор Будде отмечает и еще одну особенность в одежде новосильских казачек (в Залегощи): обыкновение надевать на ноги по два и по три чулка, чтобы ноги казались толще.
Касаемо происхождения новосильских казаков можно предположить то, что они являются те ми же рязанскими или иными военно-служилыми людьми, которые были правительством командированы в Азовскую и Черкасскую службу, за что и получили земли. Быть может это те же самые рядовые казаки, двум сотням коих - Луговой и Дергилевой даны были придаточные деревни за "Озовскую и Черкасскую службу, в Дедиловском уезде, расположенном далеко от Новосильского".
Жилище у новосильских казаков типично однодворческое. Глаголев указывает, как на одно из отличий казацкого жилища от барского: "часто встречающиеся избы с прорубленными окнами на двор; на улицу пробито маленькое волоковое окно". Здесь мы имеем бесспорный след старого однодворческого (и вместе полехского) обычая ставить избы среди двора. Автор 1850 года из села Сурова Новосильского уезда сообщает, что у казенных крестьян избы среди двора, а у помещичьих - на улицу окнами; у казенных задворки сзади двора, а у помещечьих - против жилого строения.
Глаголев, давая в своей рукописной статье общую сравнительную характеристику новосильским казкам и барским крестьянам, отмечает еще некоторые особенности казаков, главным образом в характере их - это ленность и бесхозяйственность, отсутствие промыслов и зимних работ, строгое соблюдение церковных постановлений и глубокое уважение к духовенству, грубоватость и недоверчивость при отсутствии лукавства и криводушия; барские вообще зажиточнее казаков - у них почти не встречается кликуш, кои очень обычны у казаков. Это последнее обстоятельство подтверждает и другой местный автор, И. Нечаев в 1850 году, по которому кликуши только у казенных крестьян.
Говор новосильских казаков по Глаголеву "резко отличается от говора всего населения Новосильского уезда и таким образом "говор Новосильского уезда распадается на барский и казацкий". Новосильским казакам присуще: аканье - вядро, яго, чаво, ряка, не вяликая, купитя, вянес (венец); цоканье ("ц" вместо "с"): курису, яиса, сапля, сарь, атес, у серькве, маладес, лисо, агурсы, лисису, вянес, к вянсу, серса, младенса; кагоканье: яго, маяго, нашаго; третье лицо единственного числа без "т": будя, зная, играя, видя, придя; щё и чо вместо "что"; сабе и сае - вместо себе.
По некоторым особенностям быта, а также тому же цоканью, новосильские казаки напоминают рязанскую мещёру.

0

2

Может быть в Новосильской волости незначителен компонент пришлых первоополченцев (1613-го года). И городовые казаки там среди однодворцев явно преобладали.

             А. В.

0

3

Вопрос в том, почему эта группа однодворцев дольше всех сохранила за собой название "казаки". Видимо, часть городовых казаков все-таки имела какой-то этнозамес, наряду с вёрстанными в служилые казаки великоросами. Например, тюркский. :smoke:

Отредактировано Сяўрук (2008-12-24 20:51:30)

0

4

http://s46.radikal.ru/i114/0812/2f/0240aa6eaec7.jpg

Группа крестьян села Вышняя Залегощь, Новосильского уезда Тульской губернии

0

5

Из прото-казаков 15-го века.
   Но там весьма существенен и пост-броднический компонент.

           А. В.

0

6

Моя мать родом из села Лазавка. У них тоже жили как "барские", так и потомки казаков - однодворцы (мать как раз из них родом). Однодворцы отличались от барских и по разговору, и по одежде, и по поведению, и по внешности (мать часто принимают за украинку).

0

7

"Аканье" и "оконье"? Или же -- проукраинская фонетика?

0

8

Глухое "г', много украинских слов да и по внешности... Правда Лазавка - это Новодеревеньковский район (раньше был Судбищенский).
Еще хочу добавить - в самом селе жили "барские", а у однодворцев было несколько хуторов на окраине. Плащвдь каждого хутора примерно полтора га.

Отредактировано Витязь (2014-05-26 04:41:49)

0

9

По моему, Новосильские казака по происхождению были идентичны казакам Слободской Украины (переселившиеся в Россию "черкасы").. Новосиль был "столицей" Новосильского сторожевого полка численностью 800 человек (значительная по тем временам боевая единица), и состоящего в основном из казаков. В других городах Орловщины - самом Орле, Кромах, Мценске, казаки составляли незначительную часть гарнизонов и играли вспомогательную роль легкой кавалерии. Преобладали стрельцы, пушкари и дети боярские.
В 1644 году городовым казакам, стрельцам и пушкарям по Указу Алексея Михайловича были выданы грамоты на владение землей в Новосильском уезде.
По велению царя в Новосиль и его окрестности последовало переселение с Дона, Кубани, Запорожья части казачества. Призваны они были для защиты рубежей Русского государства от крымских татар (якобы). Фактически, это были "воровские" казаки (запорожцы - мазепинцы, а донцы - булавинцы), переселенные "от греха" во внутренние районы России.
По высочайшему Указу Петра I в 1715 году Новосильские казаки, пушкари и стрельцы были расселены по всему пространству выделенной им земли между Ливенской и Рязанской дорогами Они основали новые поселения: Пшеву, Косарево, Галичье, Скородное, Дишню, Петушки и другие хутора.
То есть новосильские казаки фактически сложились из двух составляющих:
1. "Воровских"  казаков (запорожцев и донцов)
2. Городовых "ручных" казаков, осуществлявших за ними надзор.
Одной из задач слободских казачьих полков также было противостояние "воровским" казакам.

Планы Генерального межевания Тульской губернии конца 18 века. Есть весь новосильский уезд

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888067/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888068/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888073/

Папку можно получить по ссылке:
ПГМ Тульской губернии
http://yadi.sk/d/k2EWHDDoRLNEs

Отредактировано Витязь (2014-05-28 04:40:48)

0

10

Хороший ресурс - "Города и селения Тульской губернии в 1857 году : Изд. Имп. Акад. наук; на основании приход. списков Тул. епархии под наблюдением акад. П.И. Кеппена" - Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1858

Показана разбивка сел и деревень по населявшим их в то время помещичьим и казенным (однодворцам) крестьянам.

Отсканированные страницы:

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888447/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888448/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888449/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888450/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888451/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888452/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888453/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888454/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888455/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888456/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888457/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888458/

http://fotki.yandex.ru/users/vz-expert/view/888459/

Есть поселения чисто "однодворские", есть "барские", есть "смешанные"

К однодворческим  и смешанным поселениям относятся - село Архангельское с деревней Калгоновка, село Березовец, деревня Выселки, село Воротынцево с деревнями Соколье и Малиново, село Вышняя Залегощь, село Вышняя Пшевь (Казарево) с деревнями Бездонная и Крутой Верх, село Вяжи, село Галичье с деревнями Верховье и Средняя, село Глубки с деревней Городилово, село Дичня, село Игумново с деревней Толстенково, деревня Глинищи (смеш), село Казарь с деревней Орловка, село Каменка с деревней Туровка, деревня Лавровая Слобода, село Нижняя Залегощь, село Нижняя Пшевь с сельцом Шеино и деревнями Строкина, Сухое Головище, Сапуновка, Шавочное, Толстое, Ветчинкина, село Нижнее Скворечье с деревнями Гремячий Колодец и Долы, село Острое (Голянка) с деревнями Мокрое и Суходол, деревни Хворостянка и Рог, село Плоское (смешанное), деревня Долгая, село Покровское (Зарецкая Слобода) с деревней Тросниково, село Полянки, село Скородное, село Субочево (смеш) с сельцом Долгое, село Судбищи (смеш) с деревней Домны (смеш), деревня Ефимовка, село Ямская Слобода с сельцом Задушное, сельцо Трсна (смеш), деревни Мелынь (смеш), Высокое (смеш) и Бараново (смеш), село Петушки с деревнями Хутор, Варагушино и Песковатая.

Село Лазавка, как находящееся недалеко село Залесное, там входят в Ефимовский уезд, хотя фактически и относятся к тому же субрегиону - расположены западнее Ливенской дороги, бывшей границей казацких поселений, согласно Указу царя Петера от 1715 года. Название Залесное - еще одно тому подтверждение - лес отделяет это село от Новосиля, со стороны Ефремова лесп нет.

На Планах Генерального Межевания Тульской губернии, выполненных в 90-е годы 18 века, Лазавка вообще поделена между Новосильским и Ефимовким уездами.

В книге Кеппена Лазавка обозначена как "смешанное" поселение - 627 однодворцев и 1479 "барских". Находящая рядом деревня Журавлинка (Крапивика) - чисто однодворческая. Залесное тоже обозначено как "смешанное"

Интересно, а откуда взялись "смешанные" поселения?? "Закрепощали" однодворщев. или просто земельные наделы однодворцам давали по соседству???

Потом, можно ли отнести все вышеупомянутые поселения к "казачьим"??? Скорее Березовец, Калгановка и Архангельское были монастырскими селами. Скорее всего, границами "казацкого региона" были река Скворечня и большая Ливенская дорога.

Отредактировано Витязь (2014-05-28 04:40:02)

0


Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство" » Обсуждение материалов проекта » Новосильские казаки как этнографическая группа однодворцев