Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство" » Обсуждение материалов проекта » Православные, униаты и протестанты в Литве и Польше в 18-19 вв.


Православные, униаты и протестанты в Литве и Польше в 18-19 вв.

Сообщений 1 страница 30 из 35

1

Хотел бы узнать какой процент от всех жителей территории нынешней Белоруси составляли православные, какой % - униаты, какой % - католики и какой % - протестанты в разные моменты времени с конца 17 по конец 19 вв.
Для начала - на момент присоединения к Россиии в конце 18 в.
Такие же данные хотелось бы знать и по Волыни, Брацлавщине и польской части Киевщины, но особенно по Волыни.
Есть ли у Вас какие-то данные, хотя бы оценочные?

0

2

Я не религиевед.
     Но ориентировочно полагаю, что в конце 17 в. численность эрзац-униатов во всех русских воеводствах Речи Посполитой было ничтожно. На Гродненщине (входила тогда в состав Троцкого воеводства !) римо-католиков было порядка 65%. Православных -- 20%. В собственно Троцком старостве -- православных и римо-католиков примерно пополам. Иудаистов и кальвинистов -- поменьше. Аналогичная ситуация была и в Троцком воеводстве в целом. В Виленском воеводстве -- православных 70%, римо-католиков -- 10%, иудаистов -- 10%, кальвинистов -- 8%. В Виленском старостве -- 50% -- православных и 30% -- римо-католиков. В Жмудском отдельном старостве (размером с воеводство) -- 90% католиков, 5% -- православных.
     В Русском воеводстве (центр -- Львов) -- православных порядка 70%. В Белзском и Подляшском воеводствах -- 60%. В Волынском и Киевском -- 80%. В Брацлавском -- 90%.
     Полагаю, что в конце 18 в. численность формальных униатов в тогдашней Речи Посполитой было больше, чем православных. Люди ходили в церкви с обычным православным обрядом, но эти учреждения подчинялись эрзац-униатским епископам. На Гродненщине римо-католиков было порядка 70%. Формальных эрзац-униатов -- 10%. В собственно Троцком старостве -- римо-католиков примерно 60%, формальных эрзац-униатов -- 20%. Аналогичная ситуация была и в Троцком воеводстве в целом. В Виленском воеводстве -- православных 20% (за счёт единственной в тогдашней ВКЛ местной православной епископии), римо-католиков -- 20%, формальных эрзац-униатов -- 40%. В Виленском старостве -- 10% -- православных, 30% -- формальных эрзац-униатов и 40% -- римо-католиков. В Жмудском отдельном старостве (размером с воеводство) -- 90% католиков.
     В Русском воеводстве (центр -- Львов) -- православных (за счёт единственной в тогдашней Короне Польской Тернопольской православной епископии) порядка 20%, эрзац-униатов -- 50%. В Белзском и Подляшском воеводствах -- эрзац-униатов -- 60%. В Волынском -- формальных эрзац-униатов -- 80%. В "Киевском" (то бишь Житомирском) и Брацлавском воеводствах -- формальных эрзац-униатов -- 50%, а православных (тогда имелась специальная российская епископия для "заграничного" Правобережья Украины) -- 30%.
     К концу 19 в. эрзац-униатство сохранилось (и усилилось) в Восточной "Галиции и Лодомерии" -- порядка 40%, католиков -- 20%, "тернопольских" православных -- 10%, иудаистов -- 15%. В Холмской (выделилась из Волыни в кон. 18 в.) губернии Привислинского края -- эрзац-униатов -- 30%, римо-католиков -- 40%, православных -- 10%.
    На остальных территориях формальные эрзац-униаты уже давно переподчинились воссозданным православным епархиям.

           А. В.

0

3

Большое спасибо!

abakumov написал(а):

К концу 19 в. эрзац-униатство сохранилось (и усилилось) в Восточной "Галиции и Лодомерии" -- порядка 40%, католиков -- 20%, "тернопольских" православных -- 10%, иудаистов -- 15%. В Холмской (выделилась из Волыни в кон. 18 в.) губернии Привислинского края -- эрзац-униатов -- 30%, римо-католиков -- 40%, православных -- 10%.

Я раньше думал, что униатство было отменено после восстания 1830 г. везде, т.е. и на Холмщине тоже. Неужели там оставались униаты до 1914 года?
А православные в восточной Галиции тоже существовали еще в 1914 году?

   

abakumov написал(а):

На остальных территориях формальные эрзац-униаты уже давно переподчинились воссозданным православным епархиям.

Когда это происходило? Восновном еще при Екатерине и Павле или уже при Николае I ?
Существовали ли униаты - участники антирусских восстаний конца 18 - середины 19 вв.?

Отредактировано Alexy (2007-02-22 14:11:29)

0

4

1) Я раньше думал, что униатство было отменено после восстания 1830 г. везде, т.е. и на Холмщине тоже. Неужели там оставались униаты до 1914 года?
    А православные в восточной Галиции тоже существовали еще в 1914 году?
   1. Уния была на территории Российской Империи аннулирована в 1839 г.  Кроме Холмской епархии. Последняя была переведена в православие гораздо позже. Не помню когда, но до 1914 г.

    2) На остальных территориях формальные эрзац-униаты уже давно переподчинились воссозданным православным епархиям. Когда это происходило? Восновном еще при Екатерине и Павле или уже при Николае I ?
    2. При Николае I !
   Но ещё  при Екатерине, Павле, Александре I и раннем Николае I  ряд приходов перешёл под омофор 2-х православных епископий.

    2) Существовали ли униаты - участники антирусских восстаний конца 18 - середины 19 вв.?
    2. Да ! Кастусь Калиновский, в частности.

             А. В.

0

5

Я почему то думал, что к 1839 году процент униатов от всех верующих греческого обряда был больше в Беларуси, чем на Волыни или тем более Киевщине и Подольи. Прав ли я?

Получается, что переход обратно в православие в конце 18- нач. 19 веков не был особенно активным? Странно! Неужели униатские семьи забыли, что их отцы или деды были православными?

Русское правительство очевидно не приложило тогда никаких усилий к их возвращению в лоно православия?

А в 1839 переход в православие был насильственным?

Отредактировано Alexy (2007-02-24 02:23:24)

0

6

1) Процент униатов от всех верующих греческого обряда был в Беларуси, на Волыни и Подолии примерно одинаков, но большим, чем на Киевщине.

    2. Получается, что переход обратно в православие в конце 18- нач. 19 веков не был особенно активным? Странно! Неужели униатские семьи забыли, что их отцы или деды были православными?
    2) Боьшинство простых крестьян этого просто не знало. Ходили в обычную церьковь, с обычными обрядами. Лишь кое-где на Волыни и в Берестейщене униатские приходы несколько меняли обрядность.

    3. Русское правительство очевидно не приложило тогда никаких усилий к их возвращению в лоно православия?
    3) У Павла I  было мало времени, а Александр I  был достаточно лоялен и к католикам, и к униатам.

    4. А в 1839 переход в православие был насильственным?
    4) В большинстве районов добровольным.

                    А. В.

Отредактировано Alexy (Сегодня 03:23:24)

0

7

А где можно узнать поподробнее о насильственных случаях в 1839 г., раз они были? Или может Вам тоже известны какие-то подробности?

2) "Большинство простых крестьян этого просто не знало. Ходили в обычную церьковь, с обычными обрядами. " Ну этого можно не знать несколько лет, а потом найдутся люди, которые растолкуют.

3) "У Павла I  было мало времени, а Александр I  был достаточно лоялен и к католикам, и к униатам."

При Александре I униатским приходам вообще не разрешалось переходить в православие, получается?
Ведь должна была быть инициатива и пропаганда снизу от каких-то бродячих православных монахов, попов и просто верующих, местных православных иерархов, а также по карьерным соображениям униатских попов или иерархов.

Екатерина прикладывала усилия к искоренению унии после 1772 гг.?
Слышал, что в 1794г. Екатерина издала указ об искоренении унии.
Неужели Павел за несколько лет своего правления не смог его полностью внедрить, или он наоборот отменил его?

Правда ли, что в Могилевской и Полоцкой губ. униатские священники вместе с паствой защищали свое право на жизнь?

Отредактировано Alexy (2007-02-24 17:52:39)

0

8

1)  Есть у А. Герцена статья "Секущее православие". В любом Собрании Сочинений. Но там имеются преувеличения. Герцен написал статью по информации польской эмиграции. Из корреспонденции, присланной шляхтичами, ксёндзами и теми же эрзац-униатскими священниками.        2) "Большинство простых крестьян этого просто не знало. Ходили в обычную церьковь, с обычными обрядами" Ну этого можно не знать несколько лет, а потом найдутся люди, которые растолкуют.  Паства начинала "давить" на священника и тот переходил в православную епархию.
   3) У Павла I ещё и "не дошли руки". Тем более, что он не спешил дразнить римского папу, претендуя на одобрение Ватиканом избрания Павла магистром Мальтийского ордена.
   4) Екатерина получила Правобережную Украину и б. ч. Белоруссии лишь за 3 года до своей смерти.
      Об указе 1772 г. я ничего не слышал. Может это касалось Северо-Восточной Белоруссии.

            А. В.

0

9

Большое спасибо!
Могли бы Вы подсказать литературу, где о переходе в унию и обратно в 18-19 вв. есть подробная информация с конкретными деталями? Или же интернет-форум религиозной направленности, где можно попробовать найти ответы на эти вопросы?

Мне известны 2 он-лайн-книги:
http://www.sedmitza.ru/index.html?did=17984
(почему-то 8-го тома про время после 1700 нет онлайн)
и
http://www.sedmitza.ru/index.html?did=8297
но в обоих о 18-19 веке почти ничего нет

Отредактировано Alexy (2007-02-26 22:42:47)

0

10

Я знаю оба эти сайта. Но не более. Вся остальная информация -- ссылки авторов различных исторических работ на редкие богословские книги, которые трудно сыскать.

            А. В.

0

11

3) Уважаемый Александр Васильевич, Вы бы могли дать приблизительную процентную раскладку религиозной принадлежности шляхты по украинским воеводствам и на территории Белоруси, этнической Литвы и Жмуди в 3 разных момента времени: к моменту Люблинской унии, во время Великой Русской Смуты и на 1648 г.?
(Кажется я еще не задавал этого вопроса?)

0

12

Примерно.

         1569 г.
     Беларусь -- 80%, этническая Литва -- 70%, Жмудь -- 20%, новые русские воеводства Короны (Подляшье, Волынь, Киевское и Брацлавское воеводства) -- 85%.  Русское (Львовское), Подольское, Белзское и Холмское воеводства -- не знаю.

        1605 г.  (с эрзац-униатами, ибо они ещё чётко не определились)
     Беларусь -- 75%, этническая Литва -- 60%, Жмудь -- 20%, новые русские воеводства Короны (Подляшье, Волынь, Киевское и Брацлавское воеводства) -- 80%.  Русское (Львовское), Подольское, Белзское и Холмское воеводства -- не знаю.

        1648 г.  (без эрзац-униатов)
     Беларусь -- 65%, этническая Литва -- 50%, Жмудь -- 18%, новые русские воеводства Короны (Подляшье, Волынь, Киевское и Брацлавское воеводства) -- 60%.  Русское (Львовское), Подольское, Белзское и Холмское воеводства -- не знаю.

           А. В.

0

13

Удивительно, что в этнической Литве и Жмуди было так много православной шляхты. Это восновном коренные местные жители? Или это результат  выдачи поместий руским и обрусевшим (православным) литовцам из более южных и юго-восточных районов?

0

14

Интересно, были ли вообще в Жмуди простолюдины. Ведь в этой пограничной с немцами стране наверное все были воинами в начале 15 в. Удалось ли им хоть частично сохранить свой статус и стать застенковыми шляхтичами (аналогом однодворцев)?

Как такие угнетавшие православных правители, как Витовт или Казимир Ягайлович держали в подчинении страну, >80% воинов которой были православными. Они опирались на военизированных литовских католических простолюдинов, т.е. большинство этнических литовцев тогда были воинами?

Отредактировано Alexy (2007-12-14 21:14:14)

0

15

В этнической Литве значительная часть местного боярства обрусела и приняла православие как до 1386 г., так и при раннем и заключительном Витовте, так и при Свидригайло.
      Была и выдача поместий руским и обрусевшим (православным) литовцам из более южных и юго-восточных районов.  Например Константин Иванович Острожский получил Тракайское каштелянство (я уже не говорю о его виленском воеводствовании !) даже в нач. 16 в. ;  хотя Троцкое староство считалось католическим районом.
     В Жмуди православной шляхты было маловато. Это были поместья, выданные русским и обрусевшим (православным) литовцам из более южных и юго-восточных районов.

     Полувоенные жмудские "прото-однодворцы" были вначале пользователями племенной земли. Затем (после 1411 г.) -- великокняжеской. К сер. 16 в. все эти земли "опомещились".  Крестьне стали феодально зависимимы, хотя и лично свободными.

           А. В.

0

16

Спасибо!
А как Великим князьям 15 в. удавалось держать в покорности  80-85% православных воинов в своем государстве и еще делать выпады против Православия? Или таки огромный процент простолюдинов католиков из этнических литовцев был военизирован весь 15 в.

Крестьяне Жмуди оставались лично свободными и в 17-18 в.?

Отредактировано Alexy (2007-12-14 21:40:11)

0

17

Выпадов против Православия в ВКЛ почти не было.  Да и местные Рюриковичи, Гедиминовичи и паны-бояры между собой соперничали порой жёстче, чем с великокняжеским виленским канцлером.
    Жмудские простолюдины-католики (а фактически двоеверцы) были военизированны весь 15 в.
    Крестьяне Жмуди оставались лично свободными и в 17-18 в.

                А. В.

0

18

А этнические литовцы в отличие от жмуди были, как и белорусы почти все крепостными?
Или среди литовцев и белорусов были и лично свободные крестьяне?
Или лично свободными там были только застенковая шляхта и попы?
Или еще какие-то категории населения?

0

19

Я не помню, а застенковая шляхта числилась шляхтой ?  Или это были неповёрстанные в шляхту служилые люди ? Типа полесских поздних бояров.
      Жмудские крестьяне 18 в. считались потомками служилых людей -- нешляхтичей.

              А. В.

0

20

Раз называлась застенковая шляхтой, то значит все таки к шляхте относилась? Однако точно не знаю.

А кто такие полесские поздние бояры?

Отредактировано Alexy (2007-12-17 16:37:32)

0

21

Потомки тех мелких бояров ВКЛ, которые так и не сумели записаться в шляхту.  Бояров и мелких князей в шляхту принимали не сразу после 1569 г.
      Боры-нешляхтичи были на Украине и на Волыне повсемнстно, но особая их концентрация была в Полесье.

           А. В.

0

22

Так эти бояры стали после Люблинской унии лично свободными простолюдинами - т.е. посполитыми?
Или к посполитым относились и крепостные?

0

23

Эти бояры продолжали оставаться служилыми людьми. Вероятно они считались формальными претендентами в шляхту.  Т. е. свободные служилые люди (а такие были под другим названием и в польсеих воеводствах), но имевших сословных прав шляхты..

         А. В.

0

24

А что с ними произошло при Русской власти?
И какой религии были Полесские бояры к последним разделам Речи Посполитой?

0

25

1) А что с ними произошло при Русской власти?
      1. Они не "дожили" до русской власти.  Многие показачелись.  Оставшиеся же в Речи Посполитой постепенно до 1793 г. стали шляхтичами.

      2. В 16 в. все они были православными. В 18-м же столетии правобережные бочры -- "фифти-фифти". В Российской Империи был осуществлён "разбор шляхты". Постбояры тогда в своём большинстве были непризнаны дворянами и приравнены к однодворцам. "Чиншевая шляхта" -- их часть.

              А. В.

0

26

А почему она называлась чиншевой?

0

27

Чинш -- аренда у землевладельца.  Шляхтичи-арендаторы.

                 А. В.

0

28

11 мая 1875 года было провозглашено воссоединение холмских униатов с Православной церковью. Чиновники и духовенство зачитывали императорский указ об этом в присутствии войск, вошедших в села

0

29

abakumov написал(а):

Существовали ли униаты - участники антирусских восстаний конца 18 - середины 19 вв.?
- Да ! Кастусь Калиновский, в частности

А Тут пишется, что Викентий-Константин Калиновский при рождении крещён римско-католическом парафиальном костеле

При крещении в Яновском римско-католическом парафиальном костеле ему дали два имени — Викентий и Константин

Могли ли в римо-католическом костёле крестить по униацки?
Или может он впоследствии перешёл в униатство - для сближения с белорусами? (Ведь известно, что он призывал крестьян переходить из Православия в униатство)

Род Калиновских происходит из Мазовии (Польша)[2], где упоминается начиная с конца XV века. Впоследствии он разделился на 13 ветвей, внесённых в I и IV части родословной книги... Предки Калиновского в течение почти ста лет владели поместьем Калиново на Браньской земле в приграничьи Белоруссии и Польши, но в 2-й половине 18 в. поместье было продано[3].
Отец — безземельный шляхтич из Гродно, владелец небольшой ткацкой мануфактуры Семён Калиновский; мать, Вероника Рыбинская

А я слышал упоминание, что мать К Калиновского Ратомская, хотя наверное просто кто-то попутал Калиновского с Костюшкой?
Получается, что Калинорвский породный поляк, раз род из Мазовши?

0

30

Похоже, что этот мазур сумел в своё время перебраться в Малую (Позднюю) ВКЛ. Но среди местной шляхты (в т. ч. и чиншевой) решительно преобладал этнический компонент местного происхождения. И через несколько матрилокальных браков Калиновские обелорусились. Полонизация же в 17 -- 18 вв. была характерна преимущественно для магнатов и средней литвино-белоруской шляхты.

         А. В.

0


Вы здесь » Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство" » Обсуждение материалов проекта » Православные, униаты и протестанты в Литве и Польше в 18-19 вв.