Славянское единство
Славянское единство. Авторский аналитический проект

авторский аналитический проект

Форум аналитического проекта Александра Абакумова "Славянское единство"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тудовляне-литвины

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Ржевитяне козу сквозь забор пряниками кормили
(торопецкая поговорка)

Никто из этнографов и лингвистов до сих пор не мог внятно сказать: кто же такие тудовляне, жители Молодотудской волости (по названию реки - Молодой Туд) Ржевского уезда Тверской губернии (ранее проживающие и на территории Осташковского уезда правого берега Волги и части современного Старицкого района).
В 1926 году краевед Н.П. Гринкова опубликовала статью, в которой причислила тудовлян к белорусам, опираясь на мнение этнографов XIX века. Говор, по словам Гринковой, является переходным от белорусского к великорусскому. Это отчасти действительно так.
Вот как характеризует тудовлянский диалект тверской краевед и архивист М.А. Ильин: "Вроде бы говорят и по-русски, а ничего не понять". Говор отличался цоканьем, иногда звуки "ц" и "ч" сливались в один звук, вместо начального "в" произносился "у" ("внук"-"унук"), заместо "бм" произносилось "мм" ("обман"-"омман"). Звук "г" - был фрикативен, схож по звучанию с южнорусским.
Относил тудовлян к белорусам и некто Преображенский ("Списки населенных мест по сведениям 1859 года" - Тверская губерния (XLIII)), связывая их происхождение с исторической судьбой запада Тверии (Тверского княжества) - в составе Великого княжества Литовского - дескать, тудовляне представляют собой "следы литовского владычества, в настоящее время обрусевшем (в XIII веке в Великом княжестве Литовском в этих краях существовал укрепленный городок - Тудин). Отличие их от русских заключается в обычаях, словах, особенно определяющих одежду, обувь, пищу, орудия, местность и разную домашнюю утварь". Ко всему прочему Преображенский добавляет, что численность тудовлян на то время составляла порядка 125 тысяч душ обоего пола, что явно преувеличено, так как все население Ржевского уезда было представлено количеством 108 тысяч. К сравнению - по статистическим данным начала ХХ века тудовлян насчитывалось около 40 тысяч.
Крестьяне соседних волостей называли тудовлян "белокафтанниками", "Польшей".
Здесь сделаю небольшую ремарку и отмечу, что некоторые волости запада Тверии, например, город Белый (вотчина князей Бельских - вспомним Малюту Скуратова-Бельского) - которых находился в составе Польши до 1654 года. В любом случае должны были остаться этнокультурные следы пребывания литвинов на землях Великороссии. То есть, тудовляне в этом отношении не особо-то и уникальны.
В популярной литературе есть краткое упоминание о некоем перевозе в начале XVII века помещиками под Ржев белорусов и поляков из-за "Литовского рубежа", однако, версия сама по себе весьма поверхностна.
Ряд языковых особенностей, в том числе и подчеркнутых выше, не являются характерными уж только для белорусов фонетическими чертами языка-диалекта - здесь не следует забывать, что ранее встречались они и на Псковщине (также земля кривичей), части Новгородчины и даже в ряде говоров донских казаков, часть которых, судя по тому же Савельеву Е.П., вполне могут являться потомками новгородских ушкуйников. Стоит предположить, что говор тудовлян - это кривичский диалект, субстрат древнерусского языка, охватывающий в глубокой древности гораздо больший территориальный ареал. Например, говоры, "напичканные" белорусизмами,близкие к белорусским, являющиеся плавным переходом от великорусских к белорусским - назвать можно как угодно, - встречались не только на Смоленщине, но и дальше, на восток - на западе Московской губернии - в Можайском, Волоколамском и Рузском районах вплоть до начала ХХ века! А под Вязьмой приблизительно в то же время фиксировался обряд поклонения ужам (змеям) - священным существом у кривичей и балтов.
Что касается цоканья - так это вообще северовеликорусский (возможно, чудско-веппский), а также мещёрско-цуканский, субстрат, скорее всего заимствованный от финно-угров. Хочется надеяться, что это действительно так и мы имеем дело с вымершем на наших глазах разговорным диалектом, похожим на тот, на котором давным-давно вещали одни из наших прямых славянских предков - кривичи.
Из прочих "литовских" (литовско-белорусско-русских - скорее так!) этнотерриториальных групп великорусского населения также интересны паны в Нижегородской губернии - опять-таки не совсем ясного происхождения, группа населения Владимирской губернии - схожего этнографического типа (название не помню), саяны на Курщине (монастырские крестьяне, осевшие в пределах Курского Кореневского монастыря в начале XVII столетия (пришли "из-за того же самого Литовского рубежа"), а из прочих "древнерусских реликтов" можно отметить жеков и зекунов в Железногорском районе Курщины - предположительно потомков северян-севрюков.

P.S. еще забыл упомянуть интересное предположение о том, что якобы тудовляне - потомки легендарной чуди (туд=чуд). Вот так.

Сяурук.
По материалам книги Ю.М. Смирнова "В стране тудовлян", Тверь 2004

0

2

Славянизированные потомки чудского племени вепсов (их большая часть обрусела).  Чудь (туд, цуд,  ...) какое-то древнее общее самоназвание предков зап. финнов.

         А. В.

0