С прошедшими Вас праздниками!
Спасибо Вам, Александр Васильевич, за ответ. Значит мои подозрения, что это лишь теория всётаки подтвердились.
Единственная просьба, не могли бы Вы точнее указать доступные Вам источники, а именно "карту Соболевского. 1915" и описание к ней, можно ли найти её в интернете (не нашёл) или в каком из его трудов она находится. Поскольку такая вещь как "Труды Московской диалектологической комиссии" Дурново, свидетельствует совершенно об иной принадлежности говоров "острова".
Интересен также аргумент будто пришедшие из-за Днепра малороссы видели в жителях задесенья "московских людей", скорее всего обьясняется тем, что к северу от Десны говоры являются частично переходными к белорусским (Чернигов и узкая полоска вдоль Десны, а некоторые и есть белорусские (Новогород-Северский и выше), которые характеризуются А-каньем, что для пришедших с Волыни, Подолья и Галичины малороссов было большим контрастом с их говорами. Ну и как в дополнение, конечно мода, жизненный уклад, общественная организация...
Дополнительным источником информации служит книга Владимирский-Буданов М.Ф. "Население Юго-западной России от половины XV в. до Люблинской унии (1569 г.)", где автор на основе польских документов сообщает, что от Днепра и до самого Путивля небыло ни одной живой души, но также сообщает, что к северу от Десны население есть и не маленькое.
Тоесть, не могли колонисты с Волыни или Подолья массово продвинуться за Десну в Смутное время, поскольку за ними оставалась целая пустыня частично из Правобережья и полностью Левобережья. Значит чуждое влияние заключалось лишь в последующем появлении польской администрации и некотором количестве польских солдат, из которых изначально был составлен Стародубский полк.
Вы знакомы с таким автором как Расторгуев П. А. и его книгой "Северско-белорусский говор"? В ней он довольно ясно показал, что принадлежность говоров задесенья к украинским, даже в наше время не более чем вопрос воли и политики.
Из всех доступных мне сведений по проблеме принадлежности и истории территории к северу от Десны я склонен делать выводы, что Сагайдачный и поляки существенно не изменили этнической карты Северщины, а последующая малороссиизация региона случилась лишь в результате изменения административной принадлежности. Другими словами, большинство тамошнего населения автохтонно, просто путём постоянного включения части Северщины в Малороссию им была навязана идентификация. Имело бы место обратное, мы бы имели там не белорусские или переходные говоры, а некие чисто украинские.
Интересный факт сообщает Расторгуев, если местного спросить о его идентификации, то при разговоре с великоруссом обычно следует ответ 'мы хАхлы", но и малоруссами они себя не считают.